?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Леонардо 7

November 28th, 2010 (11:20 am)

7.     Тайна Леонардо

  Много говорилось об этой тайне Леонардо: что он был человеком, в котором высочайшая нежность и впечатлительность соединялась с равнодушием и бесчувственностью; что, влюблённый в технику и науку, он мало думал о людях и о том, что они чувствуют. В те годы, когда Леонардо занимался (один из первых) вскрытием трупов, он садился у ложа умирающих и спокойно наблюдал изменения, которые смерть вызывала на их лицах.

    Действительно, он имел в необычайно сильной степени те черты исследователя, которые заставляют забыть обо всём – и о том, что кто-то страдает, когда он в одном шаге от научного открытия или от технического изобретения. Однако Леонардо не был – как это иногда могло бы показаться – только учёным, холодно взирающим на мир. Прежде всего он был художником, человеком глубоко чувствующим, переживающим.

 

Он сильно страдал в это время. Об этом говорит картина, которую художник написал ещё во Флоренции для себя, не на заказ. Картина изображает отшельника, святого Иеронима, одиноко сидящего у входа в пещеру; единственным его товарищем является дикий зверь – большой лев. У старика исхудалое тело, запавшие глаза, рот искривлен болью. В правой руке он держит камень, которым бьёт себя в грудь. Это жест не только религиозного экстаза, но также отчаяния, безграничной печали. В этой картине всё – отчаяние, крик. Леонардо, который столько раз писал улыбающихся женщин, идеально красивых младенцев, в этот раз показывает с необыкновенной силой страдания старого, измученного человека.

    Вероятно, таким было состояние его духа – он чувствовал себя одиноким, родной город легкомысленно  игнорировал его талант, на чужом дворе его никто не понимал, и он не понимал придворных, вечно поглощённых интригами. Время шло, а он всё ещё не свершил ни одного из великих дел, о которых мечтал.