?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Фонтанщики 13. Карачаганак 2

March 30th, 2011 (09:03 pm)

о    Когда я выхожу на вторую смену, я вижу два великолепных  переходных мостика с установки в ноги вышки - оренбуржцы сработали хорошо и быстро. Теперь есть два пути:  для входа на площадку и, в случае чего, чтобы быстро унести ноги.
  Продолжается монтаж установки для спуска труб под давлением, на утро запланировано начать. Командует Рымчук, теперь он назначен ответственным производителем работ вместо предыдущего. Рымчук отлично умеет организовать работу. Когда он даёт команду начинать, оказывается, что абсолютно всё продумано и предусмотрено, завезено всё необходимое и разложено на удобных местах, количество людей в бригадах точно соответствует потребности, и люди не толкаются и не мешают друг другу, все необходимые инструменты налицо. Часто бывает, что начальник знает работу не так хорошо, как исполнители, отдаёт неумные команды, и люди или злятся, или подсмеиваются над ним. Здесь этого нет и в помине, потому что Рымчук настоящий "профи", и, хотя разговаривает негромко и спокойно, все его команды исполняются быстро и охотно.
  
Под вечер, когда уже темнеет, Рымчук отправляет меня в УБР изготовить новый клапан низа. Это пробка, которая навинчивается на первую спускаемую в скважину трубу и препятствует прорыву газа в спускаемую колонну. Конструкция очень простая: в корпус вставлена ступенчатая пробка, закреплённая тремя радиально расположенными штифтами. Выше штифтов в пробке имеется канавка, в которой размещено резиновое кольцо, уплотняющее стык пробки и корпуса. Клапан привезли из Среднеазиатской части (СаВЧ), и он почему-то пропустил воду под давлением при испытании. Его переделал в УБР "хозяин" - командир технического отряда СаВЧ,- но результат был тот же. Командир отряда возится тут же. Это молодой парень, по-моему, чересчур самоуверенный. Я подхожу к нему и спрашиваю, что именно не в порядке, и он советует просто повторить все размеры. Что-то не то, но время не ждёт, к утру новый клапан должен быть на буровой.
   Отрезаем электросваркой конц трубы с нужной резьбой и забрасываем вместе с негодным клапаном в кузов грузовика.
   Есть одна проблема: осталось мало сигарет, а впереди бессонная ночь.По дороге есть пара посёлков, и мы решаем заехать в них. Но в обоих магазины уже закрыты. Положение становится очень неприятным, но тут шофёр - молодой парень - открывает "бардачёк", а там лежит десятка два пачек сигарет "Прима"! Я недоумённо смотрю на него - зачем же мы мотались по магазинам?! Он коротко поясняет:
   - Сероводородные.
   Я ничего не понимаю. И он рассказывает, что, когда ударил фонтан, приказали уничтожить продукты, которые хранились в  небольшом сарайчике рядом с буровой.
   - А сигареты мы успели разобрать.
   Я пробую "Сероводородные".Они сладковатые, но на бесптичье и заднее место - соловей. А в голове одна мучительная мысль: как разобрать клапан,  чтобы не повредить резиновое кольцо?  Ведь, если извлечь штифты, и потом вытаскивать пробку, кольцо пройдёт мимо отверстий, где были штифты, и обязательно будет повреждено заусенцами на краях отверстий. Потом приходит решение: штифты надо удалить, прорезав канавку на корпусе немного глубже толщины корпуса. Конечно, корпус не сохраним, но мы же везём заготовку для нового. Токарю придётся поработать, но выхода нет, Рымчук предупредил, что эти резинки - единственные.
   Наконец по асфальтовой дороге добираемся до УБР.
   Мастер, выслушав меня, начинает ругаться:
   - И почему вы всегда приезжаете ночью? Все уже спят!
   УбР работает вахтовым методом. Люди приезжают издалека, отрабатывают 2 недели и уезжают домой, а им на смену прибывают новые. Но для меня это хорошо, ведь все спят здесь, не надо вытаскивать их из домов.
   Я отвечаю первое, что приходит в голову.
   - За день накапливаются проблемы, а к утру их надо решить.
   - Сколько человек надо?
   - Два: один токарь и один слесарь.
   Вместе идём в барак, где спят рабочие. Чуть подумав, мастер подходит к какому-то спящему мужику.  Тот пытается возражать:
   - Я уже своё отработал!
   Но мастер произносит волшебное слово:
   - Фонтан!
   Так же поднимаем слесаря.
   Токарь оказался толковым и квалифицированным. Когда он понял, что от него требуется, он коротко кивнул и выполнил всё в лучшем виде. Когда вытащили пробку, я понял, почему клапан не держал давления - канавка для кольца была слишком глубокой, кольцо полностью утонуло в ней, и, конечно, не могло уплотнять. Вот тебе и "повтори все размеры"!
   Штифты должны срезаться под избыточным давлением бурового раствора в сто атмосфер, которое создадут насосы, когда колонна достигнет заданной глубины. Для этого надо рассчитать все размеры и изготовить штифты из определённой стали, а не из марки "а чёрт его знает", как было на Голицина. У меня нет калькулятора, нет логарифмической линейки, а мастер уже ушёл спать. Приходится считать вручную на куске картона. Напряжение среза для стали 20 я помню напамять. Спрашиваю у токаря, есть ли пруток из стали 20. Он говорит, что есть, но у фонтанщиков ничего не делается "на авось", и я прошу показать. Мы идём к стеллажу, где лежат прутки, и берём подходящий. На бирке написано "20", торцы покрашены в нужный цвет. Порядок. Шофёра я ещё раньше отправил спать, и он примостился на каких-то ящиках, а я стою над душой сначала у токаря, потом у слесаря и курю одну за другой "сероводородные", чтоб меньше хотелось спать. Размеры канавки для кольца я напамять не помню, и методом "научного тыка" делаем её такой, чтобы кольцо выступало над поверхностью примерно на 0,7 мм. Ещё до рассвета клапан готов, и мы выезжаем обратно.
  Шофёру хочется доехать поскорей, и он предлагает ехать не по дороге, а напрямик через степь. Мне тоже хочется, тем более, что времени до рассвета осталось немного, а Рымчук сказал, что утром клапан должен быть на буровой. И я соглашаюсь.
   Степь абсолютно плоская, нет даже небольших бугорков. Луны нет, кромешная тьма. В свете фар виден причудливый узор из следов машин, которые пересекаются, образуя фантастические рисунки. Здесь все ездят напрямик, по кратчайшему пути. Но путь надо знать, а мы вскоре поняли, что заблудились. Шофёр не местный, он из Оренбурга. С полчаса мы едем, не зная, куда. Потом я замечаю далеко впереди и чуть правее какой-то огонь. Наверное, это наш родной грифон! Что ещё может гореть в
этой степной пустыне?! И я говорю шофёру:    
  - Дуй прямо на него!
   Утром клапан был на буровой.   
       
На фото: установка для спуска труб.