holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Леонардо 6

6.     На дворе в Медиолане

    Несомненно, правы были те, которые говорили, что Леонардо распыляется,  что, вместо того, чтобы сосредоточиться на конкретных  и приносящих доход вещах, он занимается и математикой, и механикой, записывает рассказы путешественников из дальних стран, конструирует странные музыкальные инструменты и играет на них.

    Художники, поэты и философы, наполняющие дворец властителей Флоренции , Медициюзов, часто смотрели на Леонардо легкомысленно.  Он не получил такого, как они, воспитания, не знал книг, которые они без конца обсуждали, цитируя напамять большие отрывки и комментируя заключающиеся в них тайны, числа, знаки, символы.

    Леонардо не читал модных философов, его мысль шла своими путями. Он проводил много времени, тогда и всю жизнь, над книгами, но выбирал их сам; это были работы о перспективе, оптике, геометрии и много других работ по физике  и природоведению.

Иногда же, и против этого трудно возразить, его увлекала какая-нибудь красивая и удивительная идея. Однажды он создал музыкальный инструмент необычного вида: серебряная лира в форме конского черепа. Струны крепились к зубам. Этот каприз художника послужил причиной того, что он оставил свой город на много лет. Лоренцо де Медичи узнал о существовании необычной лиры, решил приобрести её и отправить вдар властителю Медиолана Людовику Сфоза. Подарок отвёз сам создатель инструмента.

    Так Леонардо оказался в Медиолане, городе так же богатом и мощным, как Флоренция, который, однако, не уделял столько внимания искусству. Сфоза недавно преступно захватил власть в Медиолане, обойдя Бону Сабаузскую, мать маленького наследника трона, и убив её канцлера; он был человеком бесстыжим, хитрым и коварным. Он долго изводил Леонардо обещаниями, как и своих подданных и приближённых. Приняв серебряную лиру, он быстро о ней забыл, так же, как о мемориале, который вручил ему прибывший из Флоренции художник.

    Мемориал состоял из десяти пунктов. Это было удивительное для художника письмо. Только десятый, последний пункт, говорил о том, что мог бы сделать Леонардо для медиоланского владыки как художник, скульптор: «…мог бы выполнить в бронзе конную статую, которая бы обессмертила счастливую память отца Вашего Величества и славного дома Сфозов… писать разнообразные портреты, придерживаясь сотрудничества с каждым…»

    В девяти первых пунктах Леонардо долго и подробно описывает свои способности в строительстве страшнейших машин уничтожения, засыпающих градом пуль как на земле, так и на море.
Владыка, который тогда воевал с Венецией, но думал больше о заключении выгодного мира, не слыл достаточно сильным, и все эти проекты флорентийского художника могли казаться ему фантастическими мечтами. И неудивительно - в военном искусстве, как и в других своих работах Леонардо опережал свою эпоху на целые столетия. Послушаем это описание: "Могу также построить крыты повозки, безопасные и неприступные. Если эти повозки со своей артиллерией пройдут линию противника, не найдётся такой силы, которая могла бы им противостоять. Под их защитой может передвигаться пехота, не встречая никакого сопротивления и препятствий." Ведь здесь речь идёт о танках, которые были применены в войне четыреста лет спустя, и которые сеяли именно такую панику, которую Леонардо представлял! Повозка Леонардо, как известно из его подробных рисунков, должна была перемещаться, конечно, не двигателем, а мышечной силой восьми размещённых внутри людей; благодаря продуманной системе валов и рычагов, это было вполне реальное решение. В том же мемориале Леонардо опередил на более, чем четыреста лет, применение боевых отравляющих газов, с той только разницей, что у него это был отравляющий порошок. Он подумал также о масках, которые солдаты должны были использовать в такой войне.
   Долго можно было бы перечислять страшные и отвратительные изобретения, которые тридцатилетний тогда художник описывал Медиолано. Удивительно то, что такие кровавые видения рождались в голове художника с таким гармоничным и красивым видением мира.
   (продолжение следует)

  

Tags: Леонардо, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фонтанщики 8

    Предыдущие записи Кара-кара-чаганак, Голубые дали... Этот Карачаганак Мы в гробу видали. Фолклор Начался спуск труб. Они сложены…

  • Фонтанщики 11

    Предыдущие записи На фонтанах выдерживают только люди. Металл и земля бессильны перед грозной стихией. И вокруг 37-й уже не было земли: она…

  • Фонтанщики 10

    Предыдущие записи Авария на 37-й уже не была бедой только нефтяников. К ним прибыли подкрепления из Грозного, Баку, Краснодара, Ставрополя; но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments