
начало
продолжение
продолжение 2
Король Иордании Хуссейн был в сложном положении. Он был "чужаком" для местных арабов (выходец из Аравии) и боялся потерять власть. Как он раньше намекал, он в 1948 году захватил западный берег Иордана и восточный Иерусалим, чтобы не допустить образования в соответствие с решением ООН нового палестинского государства, которое угрожало бы устойчивости его трона. И сейчас он не был против захвата западного берега евреями, но был связан соображениями лояльности с другими арабскими странами и договором с Египтом.
Израилем королю было предложено сохранять нейтралитет в обмен на обещание о ненападении. Но арабское давление заставляло короля вступить в войну, сохранять нейтралитет было невозможно. И он пошёл на полумеры - артиллерийский обстрел.
5 июня, в первый день войны, в 8:30 МИД Израиля передал главе Организации ООН по Наблюдению за Перемирием генералу Буллу письмо для короля Иордании Хусейна. В письме короля просили воздержаться от вступления в войну и давалось обещание, что в случае неучастия Иордании в войне ей не будет причинено вреда.Письмо было передано королю только в 11:00, но он отверг его, указав, что его самолёты уже на пути к израильским целям.
Командующий центральными силами начал наступление силами трёх бригад. Главными в операции были парашютисты подразделений полковника Мордехая (Моты) Гура. В тот же день они приблизились к стенам Старого города в Иерусалиме.
На второй день израильское наступление на Старый город было остановлено сильным и упорным сопротивлением. Тем не менее, окружение города было завершено — части танковой бригады захватили Рамаллу на севере, другая бригада заняла Латрун на юго-западе.
На третий день десантники полковника Гура штурмом взяли Старый город, а с 20.00 обе стороны приняли предложение СБ ООН о прекращении огня.
Возврат евреями Иерусалима - это событие, которое трудно переоценить. Ещё в VI веке до н.э. Навуходоносор, царь вавилонский, разрушил первый храм и угнал уцелевших евреев в Вавилон. С тех пор евреи скорбят и оплакивают это событие.
Об этом говорится в 136 псалме, сложенном в вавилонском плену.
"При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: "пропойте нам из песней Сионских".
Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его".
Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!"
Наполеон, на время отбивший Палестину у турок, однажды проходя мимо местной синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме храма. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления».
Кто только не захватывал Иерусалим! От вавилонян до нынешних арабов - все стремились владеть им. Евреи, его исконные хозяева (в Торе этот город упоминается около 700 раз, в Коране - ни разу), веками подвергались в нём преследованиям, унижениям и издевательствам. И каждый еврей, куда бы ни забрасывала его судьба, всегда повторял две фразы: "В следующем году - в Иерусалиме!" и "Если забуду тебя, Иерусалим..."

В освобождённом Иерусалиме. Слева (в каске, без левого глаза) не Моше Кутузов, а Моше Даян, министр обороны; правее начальник ген.штаба Ицхак Рабин, справа - генераз Зееви (Ганди).
Пишет Юрий Кошаровский.
Он (политический обозреватель, СССР) заявил, что Израиль это чужеродное тело на Ближнем Востоке, что у него нет шансов выжить, и необходимо смириться с тем, что он исчезнет…
... В первый день войны газеты сообщили, что арабы сбили 72 израильских самолета, на второй день – тоже вроде этого, а я думал про себя: Боже праведный, сколько же у Израиля самолетов, на сколько дней их хватит? Советская пропаганда явно радовалась “успехам” арабов.
...Израиль, оказывается, побеждал. Советская пропаганда тоже сменила тон. На третий день государство, которое всего две недели назад Советы приговорили к смерти, стало “НАГЛЫМ АГРЕССОРОМ”. Разворот был настолько резкий, ложь настолько явной, что в это отказывались верить не только евреи. За этот день я повзрослел на много лет. Никогда раньше я не чувствовал себя евреем сильнее, чем в тот момент, никогда раньше я так остро не ощущал, что страна, в которой живу и на которую работаю, является врагом моего народа. Шестидневная война помогла открыть эту страшную правду.
...Советский Союз был настолько уверен в быстрой победе арабов и склонен верить арабской пропаганде, дававшей фальшивые репортажи о бомбардировке Тель-Авива и разгроме израильтян, что представитель Советского Союза в ООН Николай Федоренко получил инструкции блокировать любую резолюцию о прекращении огня. Советы хотели дать арабским государствам возможность полностью воспользоваться плодами своей победы. На третий день, когда выяснилось, что их протеже потерпели полное и сокрушительное поражение, советское руководство испытало настоящий шок и стало крикливо требовать в ООН немедленного прекращения огня. Оно также развернуло против Израиля и сионизма кампанию ненависти и клеветнический измышлений такой беспрецедентной злобы, которую можно было объяснить только в терминах политической паранойи. Советский Союз порвал с Израилем дипломатические, экономические и культурные отношения и представил его в качестве основного орудия мирового империализма. Премьер Косыгин был отправлен в ООН, чтобы организовать поддержку резолюции, осуждающей Израиль за “преднамеренную и спланированную” агрессию против арабов. В своей речи Косыгин обвинил Израиль в чудовищных преступлениях и фашистской жестокости. Советский Союз призвал к судебному преследованию израильских лидеров как военных преступников, “чьи деяния превосходили преступления нацистов”.