
Ровно 50 лет назад началась война, которую называют шестидневной и которая изменила всю ситуацию на Ближнем Востоке - политическую, психологическую, идеологическую.
Уже давно существует представление о том, что, кто владеет Ближним Востоком, тот владеет миром. Может быть, тут и есть доля преувеличения, но уже давно сюда стремились все, претендующие на гегемонию - от ассирийцев и персов до США и РФ сегодня.
50 лет назад, после национализации Египтом Суэцкого канала и полученной за это трёпки, президент Гамаль Абдель Насер резко развернулся в сторону СССР (после отказа Англии продать ему оружие). В СССР с готовностью ухватились за возможность захватить влияние в регионе, но этому мешало существоване Израиля. Египту с его потенциальными союзниками потекли реки оружия, "советников" и денег. По мере поступления "помощи" усиливалась агрессивная риторика президента Египта Гамаля Абдель Насера, считавшегося лидером арабского мира. “Когда мы войдем в Палестину, – вещал Насер из Каира, – вся ее почва будет пропитана кровью. Наша ближайшая цель – усиление арабской военной мощи, наша общенациональная цель – уничтожение Израиля”.
Одновременно нарастало напряжение между Израилем и Сирией из-за водных ресурсов. В июне 1964 года Сирия решила отвести воды реки Иордан, впадающей в израильское озеро Кинерет, на свою территорию. В 1964—1965 гг. произошли 4 крупных пограничных инцидента с участием танков и авиации. В июле 1966 года израильская авиация уничтожила тяжёлую технику, занятую в работах по отводу вод, прекратив их окончательно, и сбила сирийский МиГ, пытавшийся вмешаться.
В 1964 году была образована Организация Освобождения Палестины, декларировавшая своей целью расформирование «сионистского образования». Ведущее место в ней занимала военизированная организация Эль-Фатх, которая 2 января 1965 года совершила свою первую военную операцию против Израиля (нападение на всеизраильский водопровод). Всего с января 1965 по июнь 1967 года Эль-Фатх и другие группы совершили 122 нападения на Израиль.
В ноябре 1966 года Египет и Сирия заключили союз, создав Объединённую Арабскую республику - ОАР.
В период с мая 1965 по май 1967 гг. на сирийско-израильской границе произошло 113 инцидентов (подкладывание мин, диверсии и пр.) С Голанских высот сирийская артиллерия многократно обстреливала израильские населённые пункты, фермерские хозяйства и другие мирные объекты. 7 апреля после обстрела с сирийской территории израильского тракториста, израильтяне открыли ответный огонь. Этот инцидент привёл к столкновению ВВС Израиля и Сирии, в ходе которого было сбито 6 сирийских МИГов, из них 2 над Дамаском. 4 мая министр информации Сирии заявил:
"...(эта битва будет) продолжена более серьёзными сражениями, пока Палестина не будет освобождена, а сионистское присутствие не закончится."
Наконец, в СССР решили, что арабские страны уже достаточно нафаршированы оружием и "советниками", и 13 мая 1967 года правительство Египта получило официальное уведомление правительства СССР о том, что израильские войска готовят нападение на Сирию, и что на северной границе Израиля с этой целью сконцентрировано от 11 до 13 израильских бригад. Датой предполагаемого израильского нападения было названо 17 мая. В тот же день, 13 мая, Сирия потребовала действий со стороны Египта для предотвращения предполагаемого нападения со стороны Израиля.
14 мая Египет мобилизует свои силы в зоне Суэцкого канала.
15 мая египетские войска перебрасываются на Синай и концентрируются у израильской границы.
16 мая Египет обвиняет Израиль в угрозе агрессии по отношению к Сирии и подтягивает к границе на Восточном Синае несколько дивизий.
16 мая Египет требует от ООН вывести войска безопасности , патрулировавшие линию прекращения огня 1948—1956 гг.
16 мая Израиль начинает мобилизацию.
17 мая Иордания начинает мобилизацию.
18 мая египтяне приказали отряду из 32 солдат ООН, занимавшему наблюдательные посты в Шарм-эш-Шейхе, эвакуироваться в течение 15 минут. Генеральный секрктарь ООН У Тан немедленно отдаёт распоряжение вывести войска. В тот же день каирское радио «Голос арабов» заявило:
" С сегодняшнего дня больше не существует чрезвычайных международных сил, защищающих Израиль. Мы более не будем проявлять сдержанность. Мы далее не будем обращаться в ООН с жалобами на Израиль. Единственным методом воздействия, который мы применим в отношении Израиля, станет тотальная война, результатом которой будет уничтожение сионистского государства."
Аналогичное заявление сделал министр обороны Сирии Хафез Асад:
" Наши силы сейчас полностью готовы не только к отражению агрессии, но и к началу процесса освобождения, к уничтожению сионистского присутствия на арабской земле. Сирийская армия держит палец на спусковом крючке…. Я, как военный человек, уверен, что пришло время вступить в войну на уничтожение."
И тогда же, 18 мая, начинается мобилизация в Кувейте.
21 мая в Египте объявлена всеобщая мобилизация.
22 мая президент Египта Насер, разместив гарнизон в Шарм-эш-Шейхе, объявляет блокаду Тиранского пролива, закрыв израильский порт Эйлат и отрезав тем самым Израиль от единственного тогда источника нефти - Ирана. Насер заявляет: «Если Израиль хочет войны (!) — Ахлан ва-Сахлан! (добро пожаловать!)"

23 мая Израиль заявил, что «помехи, чинимые израильскому судоходству в Тиранских проливах, будут рассматриваться как акт войны, равно как и вывод войск безопасности ООН (UNEF), отправка иракских войск в Египет и подписание военного пакта между Египтом и Иорданией». Он оставляет за собой право начать военные действия.
26 мая Насер, обращаясь к руководителям панарабской федерации профсоюзов, сказал, что если разразится война, «она будет тотальной и её цель — уничтожение Израиля».
28 мая Судан проводит мобилизацию.
29 мая алжирские войска направляются в Египет.
30 мая Египет и Иордания подписывают договор о взаимопомощи.
31 мая иракские войска направлены в Иорданию.
В середине мая — начале июня А. Насер призвал арабские страны атаковать Израиль и «сбросить евреев в море, уничтожив их как нацию», а председатель ООП А. Шукейри заявил, что в случае их победы «уцелевшим евреям помогут возвратиться в страны их рождения». «Но мне кажется, что никто не уцелеет», — добавил он.