Нет, я имею в виду не вольных стрелков Робин Гуда, а людей куда более реальных и близких к нашему времени.
Есть в западной Белоруссии Гродненская область, граничащая с Литвой и Польшей. И, как всегда в пограничных краях, население - это и белоруссы, и поляки, и русские... Эти края были и в составе Российской империи, и польскими, и входили в СССР, потом были немецкими, потом снова в СССР, сейчас - Белоруссия. Если вы читали книгу "В августе 44-го" или видели фильм по этой книге, то действие происходит именно там.
Жили в этих краях и евреи. По законам Российской империи они не имели права владеть землёй, и некоторые, обходя закон, арендовали землю и занимались сельским хозяйством. Так поступали и евреи из клана Бельских. Их было много - по некоторым данным, около двухсот человек. Одна семья Бельских поселилась в деревне Станкевичи, недалеко от Налибокской пущи, между Лидой и Новогрудком.
В 1906 году родился мальчик, которого назвали Тувья. А всего в семье было одиннадцать детей. Со временем они постороили водяную мельницу.
Тогда это была территория Польши, и Тувью призвали в польскую армию, откуда он вернулся унтер-офицером. Тувья знал 6 языков: русский, белорусский. немецкий, польский, иврит, идиш. Когда он женился, ему в приданое достался магазин.
Наступил 1939 год, когда Германия и СССР разорвали Польшу надвое. Бельские стали гражданами СССР, двух братьев - Асаэля и Зуся - призвали в Красную армию, а Тувье пришлось сбежать из родного дома, потому что он попал в категорию "буржуев" из-за мельницы и магазина и у него была перспектива оказаться в Сибири.
Летом 1941 года, после начала войны, начались массовые расстрелы евреев. Первыми из Бельских нацисты уничтожили двух братьев - Якова и Абрама. Осенью были расстреляны родители, сестра и жена Зуся с месячным ребёнком. Три старших брата - Тувья, Асаэль и Зусь (Асаэль и Зусь вышли из окружения) - создали в Налибокской пуще партизанский отряд. В отряде было 17 человек и один пистолет с неполной обоймой. Командиром избрали старшего, к тому же бывшего унтер-офицера, - Тувью. Позже в отряд пришёл и 12-летний Арон, чудом избежавший расстрела.
Тувья, который владел несколькими языками и мог сойти за нееврея, часто пробирался в еврейские гетто, уговаривая людей бежать в лес. Он принимал всех евреев, включая женщин, стариков и детей. Так поступал только отряд Бельских. В другие отряды принимали только боеспособных (и иногда обязательно с оружием) мужчин. Это не было жестокостью, ведь старики, дети и женщины были для отряда обузой - их надо было кормить, обеспечивать одеждой, медобслуживанием, купанием, стиркой и прочим.
Наверное, Тувья был неплохим менеджером. Отряд представлял собой целую деревню, которую называли «Лесной Иерусалим». В отряде была пекарня, кузница, кожевенный "завод", баня, мыловарня, больница и школа. В отряде были скотники и музыканты, гончары, повара и портные. В отряде даже играли свадьбы, которые проводил раввин Давид Брук.
Главной своей задачей Тувья Бельский считал спасение как можно большего количества евреев. При всей своей ненависти к нацистам, братья Бельские исходили из принципа «лучше спасти одну старушку-еврейку, чем убить десять немецких солдат».
К группе евреев, пришедших в отряд и Лидского гетто, Тувья обратился с таими словами:
- Друзья, это один из самых счастливых дней в моей жизни. Вот ради таких моментов я и живу: посмотрите, сколько людей сумело выбраться из гетто! Я ничего не могу вам гарантировать. Мы пытаемся выжить, но мы все можем погибнуть. И мы будем стараться сохранить как можно больше жизней. Мы принимаем всех и никому не отказываем, ни старикам, ни детям, ни женщинам. Нас подстерегает множество опасностей, но если нам суждено будет умереть, мы, по крайней мере, умрём как люди.
В августе 1942 года в отряде было уже около 250 человек.