holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Леонардо 5

5.     Поклонение трёх королей

    Юноша, о котором говорили, что он такой способный, стал молодым мужчиной. Всё говорит о том, что отец Леонардо был в это время очень недоволен сыном. Другие художники в его возрасте пишут картину за картиной, зарабатывают деньги. Леонардо же тратит время. Он интересуется слишком многими вещами.

    В то время разразилась война между Флоренцией и папством. Сторонники папы организовали заговор против властителя Флоренции, Лоренцо де Медичи, попытались убить его  в соборе, но был убит только один из его родственников. Убийца – некий Бандинелли – был схвачен, и его повесили. Леонардо разместился под виселицей, чтобы рисовать висящее тело. Тем временем армия папы уже шла на Флоренцию, город готовился к обороне.

    Леонардо неожиданно стал рисовать военные машины, но не существующие, а такие, каких в то время ещё не было. Он спроектировал лёгкое устройство с многими стволами, способное поражать неимоверно густым градом пуль – своеобразный пулемёт. Он проектировал боевые повозки, которые – двигающиеся посредством лошадей – могли быстро перемещаться и стрелять из одиннадцати стволов одновременно.

  Кто знает, как сложилась бы судьба той войны, если бы Лоренцо де Медичи принял представленные ему проекты молодого художника и приказал изготовить те необыкновенные и грозные машины, на несколько сотен лет опережающие военное искусство. Но военным инженером был кто-то другой, флорентийская армия понесла  страшное поражение, после чего был заключён мир.

    Отец Леонардо, Сер Пьеро, получил тем временем большой заказ для своего сына. Монахи из Сан Донато а Скопето хотели иметь новую картину в своём монастыре, и Леонардо взялся исполнить им эту картину. Утвердили тему: «Поклонение трёх королей». Это всем известная тема, если не из картин, то на словах: посредине Мадонна с Младенцем и святым Иосифом, позади бедный хлев и почтительные животные, по краям – шествие трёх царских  процессий, коленопреклонённые цари, вельможи в шитых золотом одеждах, слуги, несущие богатые дары.

    Однако Леонардо решил написать свою картину иначе. Он пренебрёг всеми этими красотами, которыми художники старались украсить вид и которые заслоняли собой всё. Леонардо хотел показать глубину картины, обширное и полное воздуха пространство, и в нём разместить всё.

    Он работал долго и медленно. Он заглядывал в конюшню и там рисовал коней в движении. Эскизировал всадников, сидящих и бегущих людей. Продолжал изучать перспективу. Он хотел как можно лучше подготовиться к написанию картины, точно знать каждое движение фигуры, все отличия между ними.

    Тем временем холст стоял пустой, даже не загрунтованный. Монахи проявляли нетерпение, они не понимали, почему художник медлит, говорили: «Время идёт, и мы терпим убытки».

    Наконец Леонардо загрунтовал полотно и приступил к работе. Начали проявляться контуры фигур: посредине Мадонна с Младенцем, святой Иосиф, склонённый в глубоком поклоне царь и ещё два коленопреклонённых  монарха. Но по краям, слева и справа, на переднем плане и в глубине картины, клубится необыкновенно подвижная толпа пеших и конных. Кто-то возносит руки вверх, какой-то конь стал на  дыбы. Всё в этой картине говорит о необычности минуты, о беспокойном впечатлении, овладевшим всеми. Только лестница разрушенного дворца, умело изображённая в перспективе, выглядит твёрдо и спокойно, как и два красивых дерева посередине, немного в глубине.

    Слева, на краю картины стоит задумчивый старик; справа – юноша, который неизвестно почему, обратил взор  в другом направлении. В этом юноше усматривают автопортрет Леонардо.

    Монахи из Сан Донато забыли о своём нетерпении. Они посетили художника за работой и были так ошеломлены возникающей картиной, что в доказательство своей благодарности послали отцу Леонардо несколько мешков зерна, а самому художнику – бутыль хорошего красного вина из своих погребов.

    Однако «Поклонение трёх королей» никогда не было закончено, и трудно сейчас сказать, почему. Может быть, художника оторвали другие дела, хотя бы научные исследования, которыми он всё больше увлекался. Может быть также, что всё, что он хотел выразить, он поместил в этой незаконченной, эскизной картине, в которой фигуры – именно благодаря этой эскизности – смотрятся как движущиеся, и где каждое пятно и линия так неспокойны, полны жизни. Может быть, Леонардо боялся, что, закончив картину, изложив в ней всё до конца, остановит движение, загасит что-то из этого удивительного оживления. В любом случае, он, наверное, понял тогда, что его мечты, видение не всегда можно реализовать, хотя – казалось бы – они так конкретны, так продуманны.
   (продолжение следует)

Tags: Леонардо, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments