Я побывал в нескольких странах Европы, и самое сильное впечатление на меня произвела Испания. Я уже раньше писал о ней в 2011 году. Она вся непохожая на других, очень своеобразная, вызывающая восторг и желание поклониться той причастности к первичному ощущению природы и сущности человеческого бытия, которое сохранилось от древнейших времён.
Особенно сильно это ощущается в чисто испанском жанре народного творчества, который называется фламенко.
Мне повезло увидеть настоящее фламенко в Барселоне. Потом я находил много записей в интернете. Поверьте, запись - это даже не десятая часть того впечатления, которое получаешь, видя реальное испанское фламенко. Дело в том, что фламенко часто называют "танцем страсти", но это совсем не так. Это и танец, и музыка, и пение, выражающие целую философию народа. Я уверен, что так же, как европейская женщина не сможет по-настоящему исполнить танец живота (даже виртуозно владея своим телом), так же человек, не выросший и не сформировавшийся в Испании, не впитавший философию этого народа, не исполнит настоящее фламенко.
Ну, представьте: пианист сел за инструмент и тщательно, очень правильно но механически исполнил то, что написано в нотах. И это не музыка. Чтобы это стало музыкой, ему надо добавить СЕБЯ. Пока в произведении искусства не проявится кровь творца, это не искусство. Может быть, поэтому настоящие творцы редко живут долго?
Фламенко - это смесь искусства древних иберийцев, кельтов, византийцев, цыган. Оно появилось только в XVIII веке, сравнительно недавно, а передаёт очень древние чувства и видение мира.
Родиной фламенко является Андалузия - юг, где сильнее было влияние культуры Востока.
В искусстве Андалузии, воплощённые точно и чисто, пульсируют бесконечные переливы тоски и боли. Женщина, сердце мира, владычица лиры и гармонии, всегда царила в бескрайних просторах стихов, танца и музыки. Женщина в андалузском искусстве зовётся Тоской. И где бы ни слагались эти песни, в сердце гор, в апельсиновых рощах или рыбацкой лодке, подоплёка у них одна – любовь и смерть. Из недр этих песен рвётся вопрос, роковой и безответный. Скрестив руки, испанец замер лицом к звёздам и безнадёжно ждёт спасительного знака. В песне вечно решается глубокая душевная драма – или вообще неразрешимая, или разрешённая смертью, которая сама есть тайна тайн.
Где волны солнце ласкают, Но эхо восточной мысли
Его хороня в океане, Мучит тайной столетий:
На раскалённых скалах Вечна трагедия жизни,
Раскинулась ты, Espana. Вечна загадка смерти.
Испания! Донна мира! Укутав саваном море,
Прекрасна ты и тревожна. Зелёная ночь воскреснет;
Тебя однажды увидев, Криком тоски и боли
Уже забыть невозможно Ты начинаешь песню.
Ритм кастаньет чёткий, И слёзы кровью стекают
Твоих фонтанов каскады, С рыдающих струн гитары,
Узоры твоих решёток, Душу твою вскрывая
Льющих цветов водопады, Навахой толедской стали.
Пейнеты кастильских восходов, «Хосе, у тебя несчастье?
Сады Валенсии зыбкие, Щёки белее мела!»
Узор каталонских сводов, «Рвёт сигирия на части
Печаль андалузских скрипок. Душу мою и тело.
Пьянят ароматом тонким О, принеси мне, ветер,
Рощи лимонные сьерру; Память о днях далёких!»
Веер в руках девчонки Луна в серебряном свете
Шепчет “Yo te querro “. Молча глядит с востока.
Пламя в тебе не гасло Болит душевная рана,
Гордой упрямой силы; И бредят сьерры отроги
Лишь перед Дамой Прекрасной Вечной тоской цыгана
Голову ты склонила. О бесконечной дороге.
Оккультисты говорят, что третья раса на нашей планете - лемурийцы - пользовались для передачи информации не звуковой речью, а телепатией. Звуковая речь пришла к нам от четвёртой расы - атлантов. И мы, вполне вербальные, огромное количество информации передаём выражением лица, положением тела, жестами. У животных это развито сильнее, чем у нас. Всмотритесь в своего домашнего любимца - он изо всех сил пытается нам что-то сказать без слов. Но мы далеко не всегда его понимаем.
А вот эти андалузские лошади нашли общий язык с человеком.