Стихи? Это что – достаточно выдержать ритм да постараться подобрать рифму, и это уже стихи? Вроде в первом приближении так и есть. Но, во-первых, бывает ритмическая проза, которую не считают стихами. Во-вторых, могут быть и белые стихи, без рифмы. Барон Розен опубликовал в пушкинском «Современнике» статью, в которой вообще высказал своё отрицательное отношение к рифме. А настоящим стихам присуща и образность, и сравнения, и метафоры, и ещё множество художественных приёмов. Например, аллитерация (повторение согласных). Она может быть простейшей, как в давно надоевших всем со школы строк Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Обыкновенное звукоподражательство, украшение и не больше. Но может быть и другая, на голову выше. Как в концерте, где солирующий инструмент «соревнуется» с оркестром, как в опере, где есть партии, характерные для каждого персонажа, причём каждой группе инструментов отведена определённая смысловая, философская роль. И они вступают в борьбу, конфликтуют, борются…
Возьмём стихотворение А. Блока. В нём находятся в противоречии две идеи: тревога, страх, горе и противопоставленная им убаюкивающая, усыпляющая, утешающая, но лживая роль религии. «Партию» тревоги исполняют звуки «Р», «партию» утешения – звуки «Л», «Б» и «В». Для наглядности выделим слова, содержащие их, разными цветами.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Вступление. Слушатель знакомится с «партиями» и узнаёт о конфликте тем.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
Здесь красное – только место, откуда слушают. В остальном – победа утешения.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
Утешение по-прежнему преобладает, но где-то вдалеке снова напоминает о себе тревога. Она не побеждена окончательно, она жива и хочет взять реванш!
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Пустым надеждам не суждено сбыться – красное побеждает! Последнее слово осталось за ним.
Ну, как? Настоящие стихи и музыка – это очень родственные вещи.
P.S. Я не лингвист и не музыкант. Профессионалы, извините, если что не так. Я только изложил своё представление.