О его происхождении нет чётких документальных свидетельств. Он был подкидышем у садовника барона Бартини, и в возрасте трёх лет был усыновлён этим бароном. Говорили, что мальчик был его внебрачным ребёнком. Может быть, и был, точно неизвестно. Родился Роберто на территории Австро-венгерской империи, а считал себя итальянцем.
Он получил прекрасное образование, знал несколько языков и закончил политехнический институт, став авиационным инженером. В годы первой мировой войны попал в русский плен, где заразился идеями коммунизма. Вернувшись из плена, вступил в итальянскую компартию и позже передал ей своё наследство - $10 млн. А потом отправился в советскую Россию помогать строить светлое будущее всего человечества.
Он работал в авиастроении. Но, как и в случае Леонардо да Винчи, его великого соотечественника ( а верящие в переселение душ называют Бартини реинкарнацией Леонардо), его разработки настолько опережали время, что профессионалы не могли в них поверить. Поэтому из 60 спроектированных им самолётов при его жизни были построены , кажется, 4, и только 1 недолго выпускался серийно.
Наркомом вооружений и покровителем Бартини был Тухачевский. И вот он дал добро на создание самолёта-невидимки! Свидетели говорили, что во время испытаний при запуске двигателя самолёт становился невидимым! Как это достигалось, неизвестно. Невольно вспоминается т.н. "филадельфийский эксперимент", одним из участников которого, вроде бы, был Эйнштейн.
Когда Тухачевский стал "врагом народа", шпионом и кем там ещё, Бартини тоже был арестован и стал "итальянским шпионом, работающем на Муссолини". В это время самолёт, разработанный им, поставил рекорд дальности полёта.
На праздновании этого события Сталин спросил: "А где главный конструктор?" - "Арестован, товарищ Сталин." - "Лаврентий, у тебя?" - "Да, товарищ Сталин." - "Жив?" - "Не знаю." - "Найти и заставить работать."
И Бартини уцелел и оказался в знаменитой "шарашке", где встречался с Туполевым, Лавочкиным, Мясищевым, Королёвым и другими ставшими потом знаменитыми людьми. Он был начальником одного из трёх отделов, и именно у него работали Королёв и Туполев.
Советские бомбардировщики, бомбившие в начале войны Берлин, были спроектированы Бартини, только они имели такую дальность полёта.
В 1942 году Бартини предложил разработку реактивного истребителя со скоростью 2400 км/час! Это две скорости звука. Тогда самолёты летали со скоростью около 400 км/час. Советские генералы не приняли разработку. "Самолёта без воздушного винта не бывает". Летом этого года в Германии взлетел реактивный Мессершмидт 262, развивавший скорость 800 км/час.
Именно Бартини принадлежат идеи вертикального взлёта, переменной стреловидности крыла, соосного расположения винтов, вращающихся навстречу друг другу ("эффект Бартини", увеличивает тягу на 30%), экраноплана и многие другие, которые потом использовались другими разработчиками. Королёв называл его своим учителем и говорил, что без него не было бы советского космостроения. Антонов назвал его непризнанным гением. Да, его имя никогда не появлялось в названиях самолётов и литературе. А просчитывал он настолько точно, что его разработки не нуждались в продувке в аэродинамической трубе!
Однажды Бартини сказал Берии, который курировал "шарашку":
- Лаврентий Павлович, Вы же знаете, что я не виноват.
- Знаю.
- Зачем же меня здесь держат?
- Вы коммунист, Роберт Людвигович? Значит, должны понимать. Сделаете самолёт, получите Сталинскую премию, Золотую звезду и выйдете.
Вышел он только в 1948 году.
Но сам он считал авиастроение не основным занятием.