Дакота - это такое племя индейцев. Если говорить об американских штатах, то Дакот целых две, Северная и Южная. А вот если говорить о доме, то Дакота в мире всего одна, именно поэтому она — The. The Dakota.
Чтобы понять, о чем речь, нужно просто представить себе Манхэттен конца семидесятых — начала восьмидесятых годов позапрошлого века. Начнём с того, что в нём вообще не было небоскрёбов. Совсем. Первый небоскрёб в мире будет построен в Чикаго в 1885 году — Home Insurance Building. Он будет 10-этажным.
Здание, которое называется The Dakota тоже десятиэтажное, но небоскрёбом оно почему-то не считается. Хотя тогда, когда его построили в 1884-м, оно торчало буквально как палец — «Дакота» была один такой дом в этом районе.
Построить здоровенную махину в десять этажей на жутком расстоянии от цивилизованного Даунтауна, где проходила основная жизнь Нью-Йорка, аж на 72-й стрит — ну-ка, представьте себе семьдесят кварталов, хотя на самом деле, их примерно сотня. Да, это было смелое решение.
Здание строилось с размахом — на огромный дом было запланировано 65 квартир от 4 до 20 комнат. Каждая из квартир выходила и во двор, и на улицу — так здание легче охлаждалось, а ведь строить так до «Дакоты» было не принято.
Сейчас квартир стало больше — на верхнем, десятом этаже, где раньше были крытый спортивный зал и игровая комната, тоже появились апартаменты. Раньше много чего было — в собственности «Дакоты» когда-то был сад, крокет-газоны и даже теннисный корт сзади здания. Сейчас их нет — там сейчас милый 40-этажный домик, рядом с которым огромная «Дакота» смотрится скромным особнячком.
«Скромный особнячок», однако, уже в момент постройки имел исключительные по тем временам удобства. В нём была собственная электроподстанция, центральное отопление, три типа лифтов — для жильцов, грузовые и кухонные. Паркет был из красного дерева, дуба и вишни, а квартира самого владельца Эдварда Кларка декорировалась стерлинговым серебром. Впечатляла и общая обеденная зала с пятиметровым камином. Тут дубовым был не только пол, но и потолок.Еще один из плюсов здания — отличная звукоизоляция, в стенные и межэтажные перекрытия «Дакоты», которые местами достигают метровой толщины, была засыпана земля.
Среди первых жильцов дома был Теодор Стейнвей — тот, который с роялями. Рояли сильно помогли тому, что в доме бывал Чайковский, останавливавшийся по соседству, когда он приехал дирижировать на открытии Карнеги-холла. Да и вообще здание не пустовало — ни одна из квартир не простаивала бесхозной на протяжении целых 45 лет, аж до самой Великой Депрессии.
Среди знаменитых жильцах этого дома — Борис Карлофф, Джуди Гарланд, Рудольф Нуриев, Леонардо Бернстайн... Здесь не позволили купить квартиру Билли Джоэлу и Антонио Бандеррасу, Мадонне и Шер. Не позволил Board of Directors — Совет директоров дома. Предполагается, что денег, сколько бы их ни было, может быть недостаточно для покупки — есть такое слово «репутация». Интересно, что когда-то в Совет директоров «Дакоты» входил Билл Клинтон.
Одна из жильцов седьмого этажа этого дома осталась в нём жить, несмотря на убийство её мужа, которое произошло прямо у подъезда «Дакоты».
Это произошло 8 декабря 1980 года и убитого звали Джон Леннон. А жену, поныне живущую здесь же, зовут Йоко Оно.
Недалеко от дома, в Централ-парке находится мемориал Леннона под названием Strawberry Fields и его смысловой центр — мозаичный круг с одним словом: «Imagine». А у входа в здание горят самые настоящие газовые фонари — это своеобразная дань памяти и «Вечный огонь» Джону.
Джону и Йоко принадлежали в «Дакоте» не одна, а пять квартир. На седьмом этаже — лишь две из них, а остальные в других уголках дома. В одной была студия Джона, в другой жили многочисленные гости, а одна - очень расточительно для такого исключительного здания - использовалась как кладовка для всякого барахла.
Одна из самых известных фотографий мира — окровавленные очки Леннона рядом со стаканом воды на фоне небоскрёбов, снята именно с балкона этого здания, когда Йоко провела в глубочайшей депрессии почти три месяца.
Сейчас убийца Марк Чепмэн жив, он в тюрьме и регулярно, раз в два года подаёт прошение о помиловании, но ему так же регулярно отказывают. В августе прошлого года это было прошение №8.
Жива и Йоко. 18 февраля ей исполнилось 84 года.
Источник Alexander Ostashko, Facebook.