Вспомним о разгроме Новгорода Иваном IV. Новгород не вписывался в кочевую культуру, именно оттуда пришла к славянам русь, а, если заглянуть в корень, как советовал знаменитый Прутков, оттуда приходила Европа с демократией в формах того времени, выборностью правителей, коллективным решением важных вопросов, новым оружием, европейскими методами хозяйствования и ведения войн. И Иван поступил с этим непокоряющимся городом так, как поступил с Ургенчем Тимур, который не только сжёг город, но и засыпал солью, чтобы город не смог возродиться.
Борис Годунов сначала выжал из окружающих территорий опричными методами хлеб, потом в сложный момент он решил раздать этот хлеб народу, чтобы заслужить его благорасположение.Естественно, эта система — высасывание ресурсов земли из народа — работает только в одну сторону, потому что раздача реализуется людьми, приближенными к государю, и, конечно, она несправедлива. Конечно, бедным достается меньше, тем, кто приближен к этой власти, — больше.
Если бы шла речь о благосостоянии народа, то лучше бы было просто у них меньше брать и позволять им побольше работать на основе частной собственности. Но это в голове у Бориса Годунова не укладывается, он же опричник и у него психология кочевника. Он осуществляет высасывание ресурсов в одном направлении, к центру, под руку к царю, для того, чтобы он реализовывал какие-то свои великие проекты.
Термин "помещик" появился во времена Ивана IV , когда имения княжат распределялись между верными государю опричниками. И это называлось «испомещение», то есть верного государева человека помещали на землю. И его благо зависело только от милости царя. Если царь начинал испытывать к нему антипатию, он отправлял его в опалу, и земля изымалась. Земля в наследственную собственность ему не предоставлялась. Испомещение — это временщиковое помещение. Временно тебе дана эта территория, соответственно инвестировать в нее не было большого экономического смысла. Да они и не хотели. Они были воины — эти опричники. Они не были хозяевами.
Но процесс шел, и «испомещение» постепенно перешло в термин «помещик». А помещик стал через несколько столетий тем же самым барином — оседлым русским хозяином, который плохо ли, хорошо ли, занимался улучшением своих угодий.
Алексей Константинович Толстой, славянофил-западник, пишет: в1869 году: "Московский период нас отатарил, но из этого не следует, что мы татары. Это ни что иное, как проходящий morbus ignoble — постыдная болезнь нашей истории". И ещё: "Славянство — элемент чисто западный, а не восточный, не азиатский. Тьфу на этот антагонизм славянства к европеизму".
И вот эти две составляющие веками сидят в восточных славянах. Западное влияние шло из Скандинавии, Прибалтики, Польши через Новгород, Киев; восточное - из Золотой Орды через Москву.
Появление лицея, который был плодом усилий Екатерины II и Михаила Сперанского, появление Александра Сергеевича Пушкина, появление Петербурга, появление армии (кстати говоря, «армия» — европейское слово), флота (это тоже заимствование из английского языка), ракет, скажем, или балета, — это все влияние Европы, но это воспринимается как свое.
В течение этого периода наращивались правовые механизмы защиты частной собственности. Дворянство, которое получило дополнительные права во времена Екатерины II, приехавшей к нам из Германии, усилилось, потом сменилось буржуазией. И после реформ Александра II, начался экономический рост в России: и демографический, и экономический, и культурный.