Важной особенностью кочевого хозяйства является бесприбыльность и безинвестиционность.
Монголам никогда бы в дурном сне не пришло бы в голову развивать какие-то территории, которые они грабят. Они пришли и забрали то, что им положено по закону, как они считают, а там выживут-не выживут, бог с ними, это их проблемы, до следующего года, когда они опять пришлют какой-нибудь продовольственный отряд, который изымет излишние или не излишние накопления.
Существует два метода ведения хозяйства: интенсивный, когда прирост продукции получается за счёт технологии ( применение высокоурожайных сортов, внесение удобрений, организация орошения и т.п.), и экстенсивный ( увеличение засеваемой площади без увеличенич урожайности с единицы площади).
Для скотоводов, кочевников нужна гораздо бОльшая территория, экстенсивное хозяйство, а земледелие интенсивное. В кочевой среде ландшафт не изменяется. И его продуктивность не менянтся. Рост может быть только экстенсивным.То есть монгольская культура скользит по поверхности ландшафта без его преобразования.
Оседлые культуры со временем выигрывают по эффективности соревнование с кочевыми. Вспомните: земледелец Каин убивает пастуха Авеля, а не наоборот. Кочевники паразитируют или используют оседлые культуры для того, чтобы получать там то, что им нужно, а взамен обеспечивают некоторым образом управление. То, что специалисты по кочевниковедению называют экзополитарностью, то есть внешним. Вот эта экзополитарность — очень характерная особенность кочевого хозяйства. Конфуцианец Елюй Чуцай, сказал сыну Чингисхана Угэдэю: «Ты завоевал Поднебесную на коне, но управлять ею с коня нельзя». И Угэдэй согласился.
Идеалом монгола было бы уничтожить оседлые поселения, чтобы там была пустыня и, соответственно, места, где можно разводить скот. Но Угэдэю стало понятно, благодаря Чуцаю, что гораздо удобнее ежегодно брать дань с этой территории, не разрушая ее. И он перешел к полуоседлой культуре, под движением вполне понятных экономических интересов.