holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

"Да, скифы мы, да, азиаты мы..." 2.

Наука  кочевниковедение  выработала такое понятие как вождество.
  Вождество
- это еще не государство.
     Государство — это устоявшаяся система с  институтами  обеспечения сбора налогов, с понятными процедурами престолонаследия, суда, прав граждан, распределения обязанностей.
    Вождество от этого отличается тем, что оно целиком замыкается у кочевых групп на одного человека, у которого есть харизма, который объединяет различные группы кочевых народностей для одной великой цели, которая, как правило, связана с грабежом соседей, более богатых и  оседлых.
    Каковы ценности кочевой культуры? Гендерные приоритеты:
у забайкальских бурятов есть такой объект поклонения, называется «вечно цветущий, животворящий бугор», ему и сегодня поклоняются. Он осуществляет в картине мира бурятов связь человека с небом, мужское начало, тягу к высокому, сухому и правому. Кстати говоря, насчет одежды: правая сторона — мужская, левая – женская, — это тоже монгольская традиция;
женское — это земля, ее трогать нельзя, из двух соображений. Отчасти это недостойно мужчины, отчасти — это предмет поклонения, как положено поклоняться матери. На конкретной практике это выразилось в том, что монголы носили сапоги с загнутыми вверх носками — называются «гутулы». Для того, чтобы случайно не поранить землю, которая, с одной стороны, мать, а с другой стороны, ковыряться в земле — это западло, это для людей более низкой касты. Люди длинной воли, кочующие рыцари, аристократы степей до этого не унижались.
  До сих пор «сарт» в глазах узбека — это презрительное наименование, которое можно примерно перевести как, «колхозник» или «землерой».
Вот высшей силой, силой неба, кочевой аристократ призван отбирать у этого землероя землю и использовать ее для поддержания своего воинства в порядке.
     Если великий хан сидит лицом к югу, значит, у него справа запад,  мужская рука правая, войско правой руки самое уважаемое, а слева восток — там тоже есть войско левой руки.
Хан — центр пространства. В кочевой структуре нет городов: где хан и его ставка — там и столица.
    Милитаризация естественна для ордынской структуры, где каждый член орды по совместительству еще и воин. Народ верстается не по этническим признакам, а делится на тысячи и на тьмы. Тьма — это несколько тысяч человек, и в ней находятся люди разного разговора, разной культуры, разных корней.
Земля принадлежит хану, а он даёт её роду или конкретной орде, или, если хан поместил туда какую-нибудь свою тьму, то этой тьме. А частной собственности на землю не может быть.
    Плано Карпини, в начале XIII века путешествовавший по великой степи, пишет про устои орды: «Все настолько находится в руке хана, что никто не смеет сказать, что вот это мое, а вот это его, ибо все принадлежит хану. То есть все имущество, включая скот вьючный и людей.» Это начало XIII века, кстати, когда в Англии в 1215 году публикуется «Великая хартия вольностей». То есть хан и только хан обладает экономической субъектностью, он персонифицирует этот народ и конкретно распоряжается вот этими угодьями, ландшафтами и так далее. Он может их кому-то передать, а может их у кого-то изъять.
Tags: #имперская_ментальность
Subscribe

  • Двустишия

    не надо делать мне как лучше, оставьте мне как хорошо я не хотела вас обидеть, случайно просто повезло поскольку времени немного, я вкратце матом…

  • Мир встретил Новый год

    США США. Сербия Сербия. Сербия. Камбоджа Камбоджа. Камбоджа. Камбоджа. Камбоджа. Перу.. Шаманы с портретами Путина и…

  • Мирный ислам

    В 16 главе Торы "Лех-леха" рассказывается о рождении первенца Авраама - Ишмаэля: "А Сарай, жена Аврама, не рожала ему. А у нее была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment