Наука кочевниковедение выработала такое понятие как вождество.
Вождество
- это еще не государство.
Государство — это устоявшаяся система с институтами обеспечения сбора налогов, с понятными процедурами престолонаследия, суда, прав граждан, распределения обязанностей.
Вождество от этого отличается тем, что оно целиком замыкается у кочевых групп на одного человека, у которого есть харизма, который объединяет различные группы кочевых народностей для одной великой цели, которая, как правило, связана с грабежом соседей, более богатых и оседлых.
Каковы ценности кочевой культуры? Гендерные приоритеты:
у забайкальских бурятов есть такой объект поклонения, называется «вечно цветущий, животворящий бугор», ему и сегодня поклоняются. Он осуществляет в картине мира бурятов связь человека с небом, мужское начало, тягу к высокому, сухому и правому. Кстати говоря, насчет одежды: правая сторона — мужская, левая – женская, — это тоже монгольская традиция;
Государство — это устоявшаяся система с институтами обеспечения сбора налогов, с понятными процедурами престолонаследия, суда, прав граждан, распределения обязанностей.
Вождество от этого отличается тем, что оно целиком замыкается у кочевых групп на одного человека, у которого есть харизма, который объединяет различные группы кочевых народностей для одной великой цели, которая, как правило, связана с грабежом соседей, более богатых и оседлых.
Каковы ценности кочевой культуры? Гендерные приоритеты:
у забайкальских бурятов есть такой объект поклонения, называется «вечно цветущий, животворящий бугор», ему и сегодня поклоняются. Он осуществляет в картине мира бурятов связь человека с небом, мужское начало, тягу к высокому, сухому и правому. Кстати говоря, насчет одежды: правая сторона — мужская, левая – женская, — это тоже монгольская традиция;
женское — это земля, ее трогать нельзя, из двух соображений. Отчасти это недостойно мужчины, отчасти — это предмет поклонения, как положено поклоняться матери. На конкретной практике это выразилось в том, что монголы носили сапоги с загнутыми вверх носками — называются «гутулы». Для того, чтобы случайно не поранить землю, которая, с одной стороны, мать, а с другой стороны, ковыряться в земле — это западло, это для людей более низкой касты. Люди длинной воли, кочующие рыцари, аристократы степей до этого не унижались.
До сих пор «сарт» в глазах узбека — это презрительное наименование, которое можно примерно перевести как, «колхозник» или «землерой».
До сих пор «сарт» в глазах узбека — это презрительное наименование, которое можно примерно перевести как, «колхозник» или «землерой».
Вот высшей силой, силой неба, кочевой аристократ призван отбирать у этого землероя землю и использовать ее для поддержания своего воинства в порядке.
Если великий хан сидит лицом к югу, значит, у него справа запад, мужская рука правая, войско правой руки самое уважаемое, а слева восток — там тоже есть войско левой руки.
Если великий хан сидит лицом к югу, значит, у него справа запад, мужская рука правая, войско правой руки самое уважаемое, а слева восток — там тоже есть войско левой руки.
Хан — центр пространства. В кочевой структуре нет городов: где хан и его ставка — там и столица.
Милитаризация естественна для ордынской структуры, где каждый член орды по совместительству еще и воин. Народ верстается не по этническим признакам, а делится на тысячи и на тьмы. Тьма — это несколько тысяч человек, и в ней находятся люди разного разговора, разной культуры, разных корней.
Милитаризация естественна для ордынской структуры, где каждый член орды по совместительству еще и воин. Народ верстается не по этническим признакам, а делится на тысячи и на тьмы. Тьма — это несколько тысяч человек, и в ней находятся люди разного разговора, разной культуры, разных корней.
Земля принадлежит хану, а он даёт её роду или конкретной орде, или, если хан поместил туда какую-нибудь свою тьму, то этой тьме. А частной собственности на землю не может быть.
Плано Карпини, в начале XIII века путешествовавший по великой степи, пишет про устои орды: «Все настолько находится в руке хана, что никто не смеет сказать, что вот это мое, а вот это его, ибо все принадлежит хану. То есть все имущество, включая скот вьючный и людей.» Это начало XIII века, кстати, когда в Англии в 1215 году публикуется «Великая хартия вольностей». То есть хан и только хан обладает экономической субъектностью, он персонифицирует этот народ и конкретно распоряжается вот этими угодьями, ландшафтами и так далее. Он может их кому-то передать, а может их у кого-то изъять.
Плано Карпини, в начале XIII века путешествовавший по великой степи, пишет про устои орды: «Все настолько находится в руке хана, что никто не смеет сказать, что вот это мое, а вот это его, ибо все принадлежит хану. То есть все имущество, включая скот вьючный и людей.» Это начало XIII века, кстати, когда в Англии в 1215 году публикуется «Великая хартия вольностей». То есть хан и только хан обладает экономической субъектностью, он персонифицирует этот народ и конкретно распоряжается вот этими угодьями, ландшафтами и так далее. Он может их кому-то передать, а может их у кого-то изъять.