?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Леонардо 2

November 27th, 2010 (07:06 pm)

2.    Вход в пещеру

   Винчи – это маленькое итальянское местечко вблизи Флоренции. Дома здесь как бы приклеились к краю огромной горы Монте Альбано. Пять веков тому назад, когда Леонардо был мальчиком (он родился в 1452г.), в околицах Винчи немного было домов, немного дорог, зато много скал, шумящих ручьями, диких зверей.

   Отец Леонардо, нотариус Сер Пьеро, не имел много времени, чтобы заниматься сыном, поэтому мальчик не сидел слишком много над школьными книгами, тем более, что они были наполнены странными сведениями, повторяющимися сотнями лет ложными представлениями о том, что земля плоская, что солнце вращается вокруг неё, что Б-г создал все виды зверей отдельно. Эти книги не объясняли мальчику ничего, что он видел вокруг.

   Леонардо бродил целыми днями по окрестностям Винчи, приглядывался к деревьям, наблюдал зверей. Он приносил домой растения, листья, камни, найденные кости, пойманных ящериц. Его комната была полна таких странных вещей, и мальчик никому не разрешал туда входить.

 

В своей комнате он проводил разные опыты, что-то вырезал, лепил из глины и воска. Или складывал и расправлял крыло мёртвой птицы, чтобы подробно увидеть, как выглядит то, благодаря чему птица может свободно подняться в воздух, тогда как человек не может.

   Бродя по лесам и полям, он смотрел на всё вокруг, как на тайну. Он задумывался, какая сила движет воду в реке. Или почему тут, в горах, можно найти следы моря? Значит, мир не всегда был таким, он менялся. Может, он и сейчас меняется?

Однажды Леонардо добрался до входа в пещеру. Внутри было темно и влажно. Он боялся, но при этом хотел увидеть, что внутри пещеры. Медленно, наощупь он продвигался вперёд и, наконец, остановился. Когда глаза привыкли к темноте, он начал различать контуры острых скал, среди которых были входы в тянущиеся вглубь коридоры. Слабый свет проникал через щели, откуда-то был слышен звук капающей воды.

   «И когда я уже некоторое время пробыл в пещере, - рассказывал потом Леонардо – меня охватили неожиданно два чувства: страх и стремление. Страх перед окружающим меня мраком и стремление познания – скрывает ли пещера что-то достойное удивления».

   Он немного там нашёл, но сам вход в пещеру запомнился ему навсегда. Он поборол страх, чтобы познать её тайны и решил для себя преодолевать так всё, что будет препятствовать ему в познании тайн земли, зверей, людей.

Во время своих путешествий он начал рисовать, потому что не всё он мог принести домой. Он рисовал камни странных форм, сплавленные скалы, деревья. Не для того, чтобы создать «красивый образ», а для того, чтобы зафиксировать, как из пня вырастает ствол, из него – меньшие ветки, из них – листья и цветы, и всё вместе создаёт крепкую, но при этом нежную конструкцию. Рисуя, он учился смотреть, лучше познавал природу.

   Как-то один крестьянин принёс отцу Леонардо круглую доску, выструганную из фигового дерева, и попросил Сера Пьеро, который часто ездил во Флоренцию, город, полный выдающихся художников, чтобы он заказал одному из них написать на этой доске какую-нибудь картину. Сер Пьеро не слишком спешил выполнить эту просьбу, доска валялась в доме, высыхала. Наконец, ею заинтересовался Леонардо. Увидев это, отец начал шутить: наверное, Леонардо думает, что он художник, наверное, сейчас возьмёт в руку кисть и начнёт рисовать…

   Мальчик не ответил ничего, только занёс доску в свою комнату. А потом начал ещё носить туда из леса зверьков, ужей, мотылей, нетопырей и вообще всякие создания, которые мог поймать, и которые казались ему удивительными или странными. Он смотрел на них и рисовал.

   Когда работа была готова, он пригласил отца войти в комнату, не предупреждая, что он  там увидит. Сер Пьеро вошёл и увидел выступающее из темноты страшилище, пышущее огнём, имеющее что-то от птицы, ужасного овода, змеи и отвратительного пса. Сер Пьеро получил ужасное впечатление, хотя это была только картина на доске из фигового дерева, написанная и умело освещённая Леонардо.

   Потом, когда работа была рассмотрена, и отец отошёл от удивления, он забрал картину во Флоренцию и там показал её одному торговцу картинами, не говоря, кто автор. Торговец неожиданно купил доску, хорошо заплатил, и вскоре продал в три раза дороже Медиолано.

   Значит, Леонардо может зарабатывать живописью! Сер Пьеро был очень доволен. Мальчик, который не тянется к книжкам и который, наверное, никогда не получит образования, необходимого нотариусу (отец хотел раньше, чтобы сын пошёл по его стопам), пусть станет, по крайней мере, художником и так зарабатывает деньги.

   Сер Пьеро, однако, хотел увериться, что Леонардо действительно годится для этой профессии. Поэтому он незаметно взял несколько рисунков и показал их одному из самых выдающихся тогда художников во Флоренции, Андреа дель Верокьо. У мастера не было сомнений: мальчик, который так рисует, никем не ученый, должен иметь талант, и немалый.
   (продолжение следует).