holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Как брат себя старшим назначал. 2.

Войска подошли к Киеву.
   Повидимому, киевлян это не очень напугало. Они организовали оборону, но она была нужна только чтобы не впустить неугодного князя. Ну, а если что - майдан...
     На третий день, 12 марта,  Киев был взят "копьём", т.е. штурмом.
    Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая», после чего Андрей отдал Киев в удел своему брату Глебу, а сам, поселившись во Владимире принял титул «великого князя».
  До того момента на Руси было принято поступать подобным образом лишь с чужеземными городами. На русские города ни при каких междоусобицах подобная практика никогда не распространялась.
  Недалеко от Киева, в Вышгороде (сейчас райцентр Киевской области) была в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса.
     Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Поэтому задумали похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие.
     Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, грабители ночью унесли чудотворную икону из монастыря и тотчас после того она была переправлена в суздальскую землю в полном соответствии с 8-й заповедью.
   Сегодня это одна из самых почитаемых святынь русской православной церкви.
  В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. Андрей не любил ни того, ни другого города и жил в маленьком Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки. Желая править единолично, Андрей погнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр.
Подчинив себе Киев, Андрей последовательно хотел завладеть и Новгородом. Зимой 1170 года явилась грозная рать под Новгородом — суздальцы, смольняне, рязанцы, муромцы и полочане. Князь Роман Мстиславич к вечеру 25 февраля с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Враги бежали. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 нагаты).

 Ногата - древняя монета, эквивалент шкурки мехового зверька, вероятней всего, куницы. В современном эстонском языке "nohata" означает "мех".
    Князь Андрей пытался распоряжаться киевскими князьями как своими подручниками, что вызвало их резкий протест. Тогда Андрей послал в Киев мечника Михно с надменным посланием. Он приказал киевскому князю убираться в Смоленск, а двум его братьям не велел «в Русской земле быти». Не стерпев обиды, младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками». Большое ополчение Суздальской земли — ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы и рязанцы, под главным начальством сына Андрея Юрия и боярина Жидиславича, пошло в путь. К ним пристали новгородцы и смоляне, а так же дружины туровских, пинских и городенских князей, подчиненных Полоцку.
    Все ополчение главным образом напирало на Вышгород, чтобы взять Мстислава, как приказал Андрей. 9 недель стояло это ополчение. На помощь Мстиславу прибыли войска из Владимира-Волынского. Войско Андрея Боголюбского потерпело полное поражение и бежало в таком беспорядке, что многие, переправляясь через Днепр, утонули. «Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».
  Поражение 1173 года и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. был убит. Легенда  гласит, что заговорщики (бояре Кучковичи, потомки оклеветанного и убитого Долгоруким боярина Кучко) сначала спустились в винные погреба, где основательно нагрузились спиртным. Потом заговорщики подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (это был один из его любимых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но  меч, постоянно висевший над княжеской постелью, был похищен в ту ночь ключником Анбалом. Выломав дверь, они бросились на князя. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли — опять спустились в винные погреба. Князь очнулся и попытался скрыться. Его отыскали по кровавому следу и довершили своё дело. Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. По легенде, хоронить князя остался лишь его придворный киевлянин Кузьмище Киянин.

Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Не хлебом единым 1

    Ошейник раба легче доспехов воина. Давно замечено, что евреи добиваются успехов во многих областях науки, культуры, экономики. В чём дело, они…

  • Из ничего и выйдет ничего (Шекспир)

    Илья Яшин, глава муниципального органа Красносельский, оппозиционный депутат (да, оказывается ещё сохранились и такие!) задал Путину вопрос - не…

  • В затерянном мире

    Есть у Конан Дойла фантастический роман "Затерянный мир", в которой описываются давно вымершие на Земле существа, сохранившиеся до наших…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments