holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Вдова.

   Шёл 1800-й год. По улицам Ливорно поздним вечером шёл высокий угловатый человек.

     Он был молод и худ, длинный плащ болтался на его неловкой фигуре. В руках у него был футляр со скрипкой.
     Вечерние улицы были наполнены людьми, горели фонари, кричали продавцы жареных каштанов.
     Молодой человек шёл медленно, разглядывая людей. Лицо его, несмотря на молодость, было бледное, с землистым оттенком.
     Он зашёл в ночную таверну. Свет, голоса, звон бутылок. За столом играли в карты.  Он присел за стол и попросил разрешения присоединиться к игре.
     - Туз, валет, ваша взяла...
     Видно, юноша не был новичком. Глаза у него горели, он прищёлкивал пальцами. Но... не везло. Кучка монет, которую он достал из кармана, быстро исчезла. Потом исчела и вторая. Пальцы обшаривали карманы, но там уже было пусто. Один из игроков, судя по выговору, француз, как-то внимательно посмотрел на него, как бы пытаясь узнать.
   Юноша несколько минут сидел пригорюнившись, о чём-то тягостно размышляя. Его длинный нос свесился, глаза были полузакрыты.  Потом он медленно встал.
   - Сеньоры, - сказал он потом, - эта скрипка стоит много денег. Я прошу разрешения поставить её на карту.
   Все замолчали. А француз взял скрипку, заглянул в отверстие деки, тронул струны и снова внимательно посмотрел на юношу.
   Ему разрешили, и игра продолжилась.
- Бита!
   Молодой человек был совершенно ошеломлён и растерян. Пора было расходиться, потому что таверну закрывали.
   - Мне нужна моя скрипка. - Он произнёс это глухо и протяжно. - Я прошу вас, отдайте мне. Завтра в вашем городе я даю концерт. Прошу вас, только на один вечер отдайте мне скрипку.
   Кругом засмеялись.
   - Э, нет, она честно выиграна, ты сам поставил её на карту.
   Юноша угрюмо посмотрел на них и зашагал к выходу. Его догнал француз.
   - Пойдёмте, я дам Вам на завтра скрипку, она работы малоизвестного мастера Джузеппе Гварнери дель Джезу, Вы не встречали его имени. Я думаю. что она Вам понравится, я дам Вам её на завтрашний концерт, успокойтесь, сеньор!

     Ваша же скрипка не из лучших. А теперь, может быть, Вы согласитесь зайти ко мне и выпить чашечку горячего кофе - до рассвета осталось недолго...
     - Кто Вы?
     - Вы меня не знаете, я просто купец из Парижа, но я люблю музыку, сам немного играю.
     ...Из зала доносились выкрики, хлопки, вызовы. В дверь постучали, и вошёл француз, который вчера дал ему скрипку. Юноша сделал невольное движение, точно не желая отдавать скрипку, но тут же взял себя в руки и с благодарностью протянул инструмент хозяину.
   - Какая прекрасная скрипка, она звучит, как орган...
     Француз отвёл его руку.
    - Оставьте её у себя. И не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после Вас.
     А скрипачу было тогда только 17 лет.
     С этой минуты он всю свою жизнь не расставался с этой скрипкой работы почти никому не известного мастера Дель Джезу, пьяницы, умершего в тюрьме, современника и земляка прославленного Страдивари. И всякий раз, когда скрипач заглядывал в отверстие эфа, там мелькало имя Дель Джезу.
   Шли годы. Скрипач стал знаменитым, его знали по всей Европе. У него уже было несколько скрипок, но эта оставалась его верным товарищем, которого он никогда не забывал заботливо протирать и укутывать в шерстяной плед.
   И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это случилось во время гастролей в Париже. В отчаянии скрипач побежал к известному мастеру Вильому, славившемуся мастерством починки старинных инструментов.
   Скрипач, не здороваясь, извлёк скрипку из футляра.
   - Она заболела. Сухой, невнятный, чужой звук. Посмотрите, можно спасти?
   Вильом осмотрел инструмент и сказал, что скрипку необходимо оставить на несколько дней у него в мастерской, её необходимо частично разобрать.
   Вместо ответа хозяин молча упрятал скрипку в футляр и ушёл.
   На следующий день Вильом, взяв инструменты, сам пришёл к скрипачу. Тот протянул скрипку и сказал:
   - Чините здесь, при мне.

     Вильом взял ножницы и воткнул их между декой и бочком. Раздался негромкий треск, и скрипач вскочил со стула, забегал по комнате, потом снова сел и впился взглядом в руки мастера. Было похоже, что ножницы впиваются не в скрипку, а в него самого. Снова лёгкий треск, и крышка отделилась.
   - Всё будет в порядке, звук останется тот же, но мне всё же придётся взять её в мастерскую.
   Когда хозяин отдавал скрипку, у него дрожали руки.
   Через неделю Вильом вручил ему скрипку. Когда смычок коснулся струн, скрипач просиял - звук был старый, знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.
   - Примите её от меня. У меня было две. Одну я подарил врачу, исцелившему моё тело, другую дарю Вам, исцелившему мою душу.
   Много лет спустя больной скрипач умирал. Он не мог играть, даже не мог говорить. Он умер, обнимая свою скрипку. У скрипки не могло быть нового хозяина, и она, согласно завещанию, стала собственностью музея Генуи. Только раз в год победитель престижного музыкального конкурса удостаивается чести сыграть на ней.
Её зовут "Вдова Паганини".
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Познакомьтесь: SLS

    Американское космическое агентство НАСА полностью собрало ракету для полёта на Луну. Она называется SLS (Space Launch System, Система космического…

  • Самые-самые уходят, но не все

    Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. С.Есенин Христианская секта Хана Павл была основана в 1942 году в Индии. Её…

  • Языки в Украине

    Любіть Україну у сні й наяву, вишневу свою Україну, красу її, вічно живу і нову, і мову її солов'їну. В.Сосюра Центр общественных данных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments