holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Истоки джаза. 7.

   В 1867 году на севере США была издана книга "Песни рабов Соединённых Штатов".
     Граждане Севера с удивлением узнали о существовании в их стране развитого, высокохудожественного музыкального фолклора негров. Авторы книги были поражены огромной музыкальностью невольников, их феноменальным даром коллективной импровизации, ошеломляющим своеобразием их искусства, его высокой одухотворённостью и красотой.
     Прошло несколько лет, и произошло ещё более важное событие.
     Одна из южных школ для негров, созданная после гражданской войны при помощи добровольцев-северян оказалась под угрозой закрытия из-за отсуствия финансирования. Одним из руководителей школы был некий Джордж Уайт, белый (Уайт!) северянин, сражавшийся во время гражданской войны вместе с неграми. Он предложил организовать концертные выступления учащихся-негров.
     Участники хора сопротивлялись. Привыкшие к тому, что их искусство встречает у белых южан насмешливое и презрительное отношение, они не хотели выставлять напоказ то, что было для них таким дорогим. Но... пришлось согласиться.
     Уайт оказался прав. На севере выступления хора имели ошеломляющий успех.
   Хор переезжал всё дальше на север, покоряя своим искусством один город за другим, а потом отправился в Европу. За первым хором вскоре отправились и другие. Тогда-то и появилось название "Негритянские спиричуэлс".
   Спиричуэлс, - наверное, самая значительная составляющая тогда ещё не родившегося джаза.
   В 1798 году Джордж Колман написал фарс Blue Devils. Так появился термин "блюз" (тоска, печаль), ставший названием нового музыкального направления, хотя своим появлением оно частично обязано спиричуэлс наравне с рабочими песнями, шаутс и балладами. Структура блюза часто строится по принципу "вопрос-ответ", что характерно для негритянской музыки. Рождение блюза произошло в дельте Амазонки.
 " Многие из тех, кто пел трудовые песни, жили в лагерях лесорубов или в палаточных городках строителей железных дорог, где в свободное время заняться было нечем. И естественно, что по вечерам люди пели. Я уже говорил, что многие негритянские песни могли исполняться в самых разных условиях; одни и те же песни звучали на хлопковых плантациях и в церквях, в военных лагерях и на судоверфях. В свободные часы негру в первую очередь вспоминались трудовые песни, и он их пел. И где-то каким-то образом из них родился блюз — новый, более совершенный вид музыки, призванный рассказать о чувствах и чаяниях трудящихся — мужчин или женщин. Трудно сказать, когда это произошло." (Д.Л.Коллиер)
  Большинство исполнителей блюза до старости продолжали работать на разного рода низкооплачиваемых работах (на плантациях, на речных дамбах), как и практически всё чёрное население США в первой половине XX века. Они бродяжничали по стране, перебиваясь случайными заработками, сохраняя при этом личную независимость, готовые в любой момент продолжить свои скитания. Таков был характерный стиль жизни исполнителя блюза: тяжёлый физический труд и скудный заработок. Но гитара была рядом всегда, и можно было часто услышать блюз в любом месте: на углу улицы, в вагоне товарного поезда.

Картинки по запросу джаз Картинки по запросу джаз
В 1920 году Мэми Смит записала на грампластинку свой «Crazy Blues» и, ко всеобщему удивлению, пластинка имела небывалый коммерческий успех. Фирмы грамзаписи, почуяв прибыль, набросились на новую музыку. Начался блюзовый бум.
   Но ещё до начала этого бума джаз уже звучал в исполнении новорлеанских музыкантов. Они играли его с 1900-го года, а с 1917 стали появляться граммзаписи. Это и было рождением "классического" джаза.
Tags: искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments