holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Волшебник рояля. Начало.

Сто лет назад, 20 марта 1915 года, в украинском городе Житомир родился мальчик. Назвали его Святослав. Дедом его был музыкант, обожавший Вагнера и работавший в Вене. А отца занесло в Россию, и тут он женился на потомственной дворянке (а по матери - фон Рейнке) Анне Павловне Москалёвой. После окончания гражданской войны семья обосновалась в Одессе. Отец преподавал в Одесской консерватории и играл на органе в кирхе. Он и стал первым учителем Святослава Рихтера.
   Учёба Рихтера была странной. Он не играл гаммы, этюды и учебные пьески. Но, видимо, музыка была дана ему свыше - он бегло читал партитуру, сходу превращая её в звуки в своей голове. Первое, что он сыграл, был... ноктюрн Шопена!
   Он не просто был музыкантом, он жил в мире музыки. Политика была ему совершенно чужда. Когда в 1937 году он приехал в Москву, чтобы поступить в консерваторию, ему отказали - у него же не было даже начального музыкального образования! Но его игру слышал Генрих Нейгауз, преподаватель консерватории, и он вернул Рихтера и взял его в свой класс.
   Нейгауз был уникальным преподавателем. Он воспитал целую плеяду выдающихся музыкантов, и при этом они были совершенно разные. Он не "причёсывал" их под себя, а выявлял глубинную сущность ученика и помогал её развить.
   Рихтеру повезло. Но... ненадолго. Его отчислили за нежелание учить историю КПСС.
   Но музыку у него не отобрали, и он непрерывно работал.
   Ещё Н.В.Гоголь в "Портрете" изобразил, как искусство умирает, когда становится коммерческим. Разве мы сегодня не наблюдаем это? Для Рихтера не существовало ничего, что могло бы оторвать его от полного растворения в музыке. Он уже привык к бурным выражениям восторга зала, и не обращал не это внимания. Даже иногда говорил, что "не получилось" под доносящиеся звуки аплодисментов. Он играл не для публики, а для себя.
Если вы вслушаетесь в звуки, извлекаемые Рихтером из фортепиано, то наверняка заметите, что ударный по сути инструмент звучит плавно, а удары по клавишам не чувствуются. Но это техника. А главное - музыкант растворяется, живёт в музыке. Рихтер мог даже простить фальшивую ноту, но не "казённое" исполнение. Как-то в его присуствии его друг, знаменитый композитор Прокофьев, чуть не размазал по стенке пианиста, который добросовестно "отбарабанил" на рояле какую-то пьесу. И Рихтер был с ним совершенно согласен.
   Рихтер был прост и не избалован жизнью. Он умел довольствоваться малым, одно время даже спал на полу под роялем в Москве. И терпеть не мог, когда ему говорили, что он гений. Он говорил, что гением может быть композитор, а исполнитель может быть максимум талантливым. Однажды ему чуть не стало плохо, когда какой-то поклонник ворвался за кулисы и бросился целовать ему руки.
   Одну из этих рук вы видите на фото.
Tags: люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments