holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Цветные стихи.

   Различные виды искусства зачастую проникают друг в друга. Например, в архитектуре можно иногда найти скульптуру или живопись. Бывает, что какая-то композиция напоминает своей гармоничностью музыку, и тогда можно услышать "Это музыка в камне..."
   Вот пример проникновения живописи в поэзию.
  Дальше, вечно чуждый тени,
   Моет жёлтый Нил
  Раскалённые ступени
   Царственных могил.

                (Лермонтов)
   Возникает однотонная  картина жёлтого цвета. Нил жёлтый, и это усиливается ярким солнечным светом (чуждый тени), а раскалённые ступени трудно представить, например, синими. Конечно, раскалённое ассоцииркется с жёлтым или оранжевым.
   Другой пример.
Люблю тебя в зелень одетой.
  И ветер зелен. И листья.
  Корабль на зеленом море.
  И конь на горе лесистой.
  И зелены волосы, тело,
  Глаза серебра прохладней...
  О дайте, дайте подняться
  К зеленой лунной ограде!

                  (Лорка)
   Вот вам картина зелёного цвета. Как когда-то выразился А.Вознесенский, "Как тонко и точно написан лунный свет зеленым, ну "изумрудкой", скажем!"
Лорка активно использует цвет. Есть у него "красные" стихи ("Убийство Антоньито эль Камборьо"), жёлтые ( "Четыре желтые баллады"). Лорка вообще предпочитает однотонные картины, написанные одним цветом.  В "Романсе об испанской жандармерии", написанным мрачным чёрным цветом, этот цвет уже становится символом.
Черные кони жандармов
железом подкованы черным.
На черных плащах сияют
чернильные пятна воска.
..........................................
Жандармерия черная скачет,
усеяв свой путь кострами,
на которых поэзия гибнет,
стройная и нагая.
Роза из рода Камборьо
стонет, упав у порога,
отрезанные груди
пред ней лежат на подносе.
Другие девушки мчатся,
и плещут их черные косы
в воздухе, где расцветают
выстрелы — черные розы.

     Во всех примерах картины однотонны, они поэтому статичны, в них присуствует только один не изменяющийся цвет.
     Я когда-то писал о "высшем пилотаже"  - о том, как звуки в стихах начинают взаимодействовать подобно инструментам симфонического оркестра.
     Нечто подобное можно найти и во взаимодействии красок в поэзии.
Представьте вечер в городе. Белый день и красный закат сменяются сумраком. Вспыхивают жёлтые огни фонарей, видные сквозь листву деревьев. Они включаются группами. Чёрные провалы окон озаряются жёлтым светом.
Багровый и белый отброшен и скомкан,
   в зелёный бросали горстями дукаты,*
   а чёрным ладоням сбежавшихся окон
   раздали горящие жёлтые карты.

                   ( Маяковский)
*  дукат - золотая монета.
   Это уже не статика. Краски дня побеждаются вечерними, их вытесняют, побеждают краски вечера.
   Когда Маяковский, только начинающий поэт, попросил Давида Бурлюка "послушать, что накропал один знакомый" и прочитал эти стихи, Бурлюк заорал "Да это же Вы сами написали! Да Вы же гениальный поэт!".
   Он не ошибся.
Tags: поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Фонтанщики 29

    Предыдущие записи Гидронатаскиватель готов, осталось его испытать. А меня отправляют на фонтан. Утром мы едем на юг, вдоль берега моря, в…

  • Фонтанщики 28

    Предыдущие записи Я почти сразу получаю особое задание: вместе с Ленкевичем надо создать на месте новый гидронатаскиватель. Дело в том, что штаб…

  • Фонтанщики 27

    Предыдущие записи Пойдёшь - не вернёшься Пробил час заката, Маятник качнётся. А без нас, ребята, Драка не начнётся. А. Градский К нам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments