
новый заказ - конные группы для набережной. Внимание царя сделало его
популярным , возвысило в свете. Теперь с ним разговаривали почтительно и даже
подобострастно.
По приказу Николая I был сооружён помост, на который заводили специально
отобранных самых красивых лошадей из военных конюшен, и Клодт рисовал,
рисовал, рисовал... Берейтор садился на коня и поднимал его на дыбы, стараясь
удержать его в этом положении как можно дольше.
Наконец, первая группа была готова к отливке. Но тут неожиданно умер
руководитель Литейного двора Академии художеств В.П.Якимов. И Клодт сам
взялся за отливку группы - пригодилось знание литейного дела, полученное в
артиллерийском училище. И он блестяще справился с задачей. А ведь это была
очень сложная работа, скульптура отливалась целиком, не по частям.
В это время проводилась реставрация Аничкова моста, и Клодт предложил установить скульптуры не на набережной, а на опорах моста. Предложение было принято. Было решено установить две группы по паре
ску

Теперь надо было отлить ещё две такие же и разместить на
другом конце моста. А в это время царь решил подарить коней
прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от них без
ума. И Клодт повёз в Берлин две группы, повторные отливки первых,
и они были установлены в Берлине перед входом во дворец. Там
они и стоят до сегодняшнего дня.
Если вы думаете, что на этом приключения коней закончились, то
ошибаетесь.После путешествия по Италии возвратилась
императрица, и, в благодарность за гостеприимство, ещё одна пара
скульптур была подарена королю обеих Сицилий! Они были
установлены перед входом в дворцовый парк в Неаполе. Мне
удалось

скульптуры - точные копии скульптур Аничкова моста, и историки не
знают, какие из них подлинные, а какие - копии, потому что они до
мелочей повторяют друг друга. Ясное дело - это отливки,
выполненные по одной и той же модели! Но первые всё же стоят на
Аничковом мосту.
На фото слева - две первые группы, а справа внизу - эти же скульптуры перед дворцовым парком в Неаполе.

Через некоторое время у Клодта созрел новый замысел, и он отказался от идеи повтора тех же скульптур на другом конце моста.
составили композицию "укрощение коня".
К тому времени Клодт стал
ещё более почитаемым в свете. Да и деньги появились. И теперь он
разъезжал в коляске, которую везли, сами понимаете, превосходные кони -
ведь он так любил хороших, красивых коней! Да и кучер обожал хороших
коней, а был он, как тогда говорили, с куражом и обгонял все экипажи на
улицах.
И эти кони едва не погубили Клодта.
Дадим слово сыну скульптора, Михаилу Петровичу Клодту.
."Дело намечалось нешуточное и пахло оно если не потерей головы, то, по
меньшей мере, поркой и переменой климата. К царю даже подъезжать
близко не позволялось, а поравняться или обогнать - упаси боже!
Но спорт, как известно, все ставит на доску. И вот однажды, только начал
Кучер Клодта пропустил его на порядочное расстояние, а потом щелкнул вожжами - и горячие кони быстро догнали экипаж царя, обогнали его и пошли вперед. Царь даже приподнялся. Узнал Клодта и погрозил ему пальцем. Однако на этот раз Клодту сошло безнаказанно, хотя и потрясся он несколько дней. Пробрал хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца. Но благополучие Клодта с этого момента перешло в чужие руки - его судьбой стали править, как лошадьми, кучера. Кучер Клодта задел самолюбие кучера царского, и тот передал первому: "Теперь держись, посмотрим, чья возьмет!"
Словом, был брошен вызов на состязание.Случай для благородного кучерского соревнования скоро представился.Ехал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа. Раздалось "ура!". Значит - царь. Кучер Клодта насторожился, бросил лошадей в толпу, едва не передавив народ, выехал на Морскую и погнался за царем. Народ кричит "ура", Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! Его экипаж уже поравнялся с царским. Кучер царя, увидев своего соперника, нажал на лошадей - и началась бешеная скачка, к ужасу наблюдавшей улицы и полиции, не знавшей, что подумать. И на этот раз лошади Клодта победили. Клодт уж и не помнил, что ему показывал в этот раз царь. Похоже было на кулак.
История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.
Царь приехал, посмотрел и пришел в восторг.- Это они? - спросил царь и указал пальцем вдаль, очевидно намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них. - За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю".