holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Он любил коней. 2.

Peter Clodt von Jürgensburg.jpg    Клодт ещё не успел закончить работу над Нарвскими воротами, как  получил
  новый заказ - конные группы для набережной. Внимание царя сделало его
  популярным , возвысило в свете. Теперь с ним разговаривали почтительно и даже
  подобострастно.
     По приказу Николая I был сооружён  помост, на который заводили специально
  отобранных самых красивых лошадей из военных конюшен, и Клодт рисовал,
  рисовал, рисовал... Берейтор садился на коня и поднимал его на дыбы, стараясь
  удержать его в этом положении как можно дольше.
     Наконец, первая группа была готова к отливке.  Но тут неожиданно умер
  руководитель Литейного двора Академии художеств В.П.Якимов.  И Клодт сам
  взялся за отливку группы - пригодилось знание литейного дела, полученное в
  артиллерийском училище. И он блестяще справился с задачей. А ведь это была
  очень сложная работа, скульптура отливалась целиком, не по частям.
   В это время проводилась реставрация Аничкова моста, и Клодт предложил установить скульптуры не на набережной, а на опорах моста. Предложение было принято. Было решено установить две группы по паре


  скульптур на четырёх опорах моста.
     Теперь надо было отлить ещё две такие же и разместить на
  другом конце моста. А в это время царь решил подарить коней
  прусскому королю Фридриху Вильгельму, который был от них без
  ума. И Клодт повёз в Берлин две группы, повторные отливки первых,
  и они были установлены в Берлине перед входом во дворец. Там
  они и стоят до сегодняшнего дня.
     Если вы думаете, что на этом приключения коней закончились, то
  ошибаетесь.После путешествия по Италии возвратилась
  императрица, и, в благодарность за гостеприимство, ещё одна пара
  скульптур была подарена королю обеих Сицилий! Они были
  установлены перед входом в дворцовый парк в Неаполе. Мне




  удалось  их там увидеть, и экскурсовод рассказывал, что эти
  скульптуры - точные копии скульптур Аничкова моста, и историки не
  знают, какие из них подлинные, а какие - копии, потому что они до
  мелочей повторяют друг друга. Ясное дело - это отливки,
  выполненные по одной и той же модели! Но первые всё же стоят на
  Аничковом мосту.
     На фото слева - две первые группы, а справа внизу - эти же скульптуры перед дворцовым парком в Неаполе.

   

Через некоторое время у Клодта созрел новый замысел, и он отказался от идеи повтора тех же скульптур на другом конце моста.
   И он создал ещё две группы, которые в сочетаниис двумя первыми
  составили композицию "укрощение коня".
   К тому времени  Клодт стал
   ещё более почитаемым в свете. Да и деньги появились. И теперь он
  разъезжал в коляске, которую везли, сами понимаете, превосходные кони -
  ведь он так любил хороших, красивых коней! Да и кучер обожал хороших
  коней, а был он, как тогда говорили, с куражом и обгонял все экипажи на
  улицах.
     И эти кони едва не погубили Клодта.
     Дадим слово сыну скульптора, Михаилу Петровичу Клодту.
     ."Дело намечалось нешуточное и пахло оно если не потерей головы, то, по
  меньшей мере, поркой и переменой климата. К царю даже подъезжать
  близко не позволялось, а поравняться или обогнать - упаси боже!
  Но спорт, как известно, все ставит на доску. И вот однажды, только начал




Клодт в своем экипаже спускаться с Дворцового моста, как от Зимнего дворца в коляске выехал царь Николай I.

Кучер Клодта пропустил его на порядочное расстояние, а потом щелкнул вожжами - и горячие кони быстро догнали экипаж царя, обогнали его и пошли вперед. Царь даже приподнялся. Узнал Клодта и погрозил ему пальцем. Однако на этот раз Клодту сошло безнаказанно, хотя и потрясся он несколько дней. Пробрал хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца. Но благополучие Клодта с этого момента перешло в чужие руки - его судьбой стали править, как лошадьми, кучера. Кучер Клодта задел самолюбие кучера царского, и тот передал первому: "Теперь держись, посмотрим, чья возьмет!"

Словом, был брошен вызов на состязание.Случай для благородного кучерского соревнования скоро представился.Ехал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа. Раздалось "ура!". Значит - царь. Кучер Клодта насторожился, бросил лошадей в толпу, едва не передавив народ, выехал на Морскую и погнался за царем. Народ кричит "ура", Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! Его экипаж уже поравнялся с царским. Кучер царя, увидев своего соперника, нажал на лошадей - и началась бешеная скачка, к ужасу наблюдавшей улицы и полиции, не знавшей, что подумать. И на этот раз лошади Клодта победили. Клодт уж и не помнил, что ему показывал в этот раз царь. Похоже было на кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в восторг.- Это они? - спросил царь и указал пальцем вдаль, очевидно намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них. - За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю".
Tags: искусство, люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments