Вспомнился недавно ушедший от нас поэт Анатолий Поперечный.
Не было ничего необычного в его биографии - эвакуация, потом учёба, перемена нескольких профессий, и, наконец, он нашёл себя в поэзии. Необычными были его стихи - тёплые, лиричные, наполненные огромной любовью к земле, берёзкам, своей женщине.
"- А меня всю жизнь вдохновляла одна женщина - моя жена. Правда, она в это до сих пор не верит (смеется). У нас удивительная история любви. Я впервые увидел Светочку - совсем девчушку - на берегу Черного моря у медного изваяния русалки. Подойти не решился... А через 10 лет снова встретились! Узнали друг друга случайно, рассматривая какие-то фотографии. Потом я еще долго за ней ухаживал, читал стихи... И, наконец, неприступная крепость пала. С тех пор пишу только о любви."
А "Трава у дома", которая в прямом смысле стала гимном космонавтов! Ведь под неё они едут к месту старта.
"- На самом деле я писал о доме, дворе, утопающем в зелени травы. Но так вышло, что песня стала гимном космонавтов. Помню, как космонавт Петр Климук меня спросил: «Толик, откуда ты знаешь про эту страшную ледяную синеву в иллюминаторе и о том, чего больше всего хочется - увидеть землю и зеленую траву?» А я и не знал, я просто чувствовал."
Многие песни на его стихи становились шлягерами. Вспомним хотя бы :
"Малиновка", "Соловьиная роща", "Трава у дома". "Рязанские мадонны", " Малиновый звон", "Аист на крыше", "Глухариная заря", "Олеся"...
Я много лет назад был на встрече с Таривердиевым. Характер у него был, как я понял, крутой и бескомпромисный. Он говорил, что для того, чтобы стать хорошим пианистом, надо трудиться лет двадцать, а скрипачём - лет тридцать. А сейчас, говорил он, достаточно научиться дёргать за две верёвки на одной палке, и можно уже называться музыкантом.
Прислушайтесь, как самая яркая звезда российской эстрады Алла Борисовна Пугачёва, явно гордясь своей грамотностью, тщательно выпевает :
"Жизнь невозможно повернуть назад,
И время НЕ на миг не остановишь..."
Мысль,подобную таривердиевской, высказывал и Поперечный.
"- Не хочу никого обижать, но сейчас мало тех, кто отдает себя творчеству целиком. Чтобы написать хорошие стихи, недостаточно обладать талантом, нужно еще все через душу пропустить, выстрадать. Я вот сколько настрадался, прежде чем жена стала моей, и все это - в стихах. Теперь все по-другому: завтра - свадьба, а послезавтра - развод!"
Раньше были времена, а теперь моментики. "...за песню «Соловьиная роща», которую исполняет Лещенко, мне когда-то целый месяц пришлось весь Дом литераторов поить. У нас такой уговор с товарищами был: кто больше гонорара за песню получил, тот и проставляется. Хотя на эти деньги можно было по тем временам «Волгу» купить."
Деньги тушат искусство, как вода - огонь. И тогда вместе с искусством умирают души.
Когда 18 мая этого года не стало Анатолия Григорьевича, оказалось, что у него не было никаких сбережений. Его вдова Светлана Ивановна говорила:
"- Прощание пройдет в среду в Доме литераторов, да и там на организацию нужно 5 тысяч перевести. Чтобы сказать, где будет похоронен муж, нужно сначала найти 200 тысяч, а денег просто нет. Кому я только не звонила: кто-то попросил перезвонить, кто-то вообще не ответил, кто-то выразил соболезнования и все. Только продюсер Владимир Киселев пообещал помочь с автомобилем, чтобы довезти людей на прощание. Правительство тоже думает. Оно может только дать разрешение на погребение - на центральном кладбище или, пожалуйста, на каком-то деревенском за 100 километров от Москвы. Это надо было столько написать песен, так работать, чтобы... Сейчас я продаю нашу квартиру, завтра, возможно, мне дадут деньги, тогда я, может быть, смогу купить место на кладбище".
Издавна уж сказ ведётся, что лишь дурням клад даётся...
Частично использованы материалы http://www.kp.ru/daily