провести почти 5 лет в различных больницах и
госпиталях. В результате врачи запретили ему работать,
выдав заключение: нетрудоспособен. В довершение ко
всему его жену уволили из Московского радиокомитета
заодно с евреями-журналистами в 1954 году, пообещав
восстановить на работе, если она разведётся с мужем-
евреем. Татьяна Михайловна Соболева так вспоминает
об этом: "После того как двери советской печати наглухо и
навсегда передо мною закрылись, я поняла: быть женой
еврея в стране победившего социализма наказуемо".
Летом 1958 года Соболев с женой находился в городе Озёры Московской области. По радио он услышал сообщение о том, что в это время в Германии, в Бухенвальде, на месте страшного концлагеря, состоялось открытие Мемориала памяти жертв нацизма. А на деньги, собранные жителями ГДР, возвели башню, увенчанную колоколом, звон которого должен напоминать людям об ужасах прошедшей войны, о жертвах фашизма. Сообщение потрясло Соболева, он заперся в комнате, а через 2 часа, как вспоминает вдова поэта, он прочитал ей:
«Сотни тысяч заживо сожжённых
Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд.
Интернациональные колонны
С нами говорят, с нами говорят».
Таня плакала, слушая эти стихи. Соболев понёс их в центральный партийный орган – в "Правду", полагая, что там ими заинтересуются: война не так давно закончилась, автор – фронтовик, инвалид войны. Там его встретили вполне дружелюбно, внимательно расспросили, кто он, откуда, где работает, и обещали прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи – перечёркнутые. Объяснений не было.
Тогда Соболев понёс их в "Труд", где уже публиковался ранее. В сентябре 1958 г. в этой газете был напечатан "Бухенвальдский набат", и там же ему посоветовали послать стихи композитору Вано Мурадели, что он и сделал. Через два дня Вано Ильич позвонил и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!". Музыка оказалась достойной этих слов.
Мурадели сам понёс эту песню на Всесоюзное радио, там Художественный совет передал её на одобрение самому прославленному в то время поэту-песеннику, генералу песни, как его называли, Льву Ивановичу Ошанину. Судьба песни, а также самого автора оказались полностью в руках Ошанина: он мог казнить и мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек. В судьбе поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, который своей бессовестной фальшивой оценкой, явно из недоброго чувства зависти, а может, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у безработного инвалида войны. Ошанин заявил: «Это мракобесные стихи – мёртвые в колонны строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что же это Вы, Вано Ильич, так неразборчиво относитесь к выбору текста для песен.
Казалось бы, всё… Но Соболеву повезло: в это время в Советском Союзе шла подготовка к участию во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс "Бухенвальдский набат", песню оценили как подходящую по тематике и "спустили к исполнению" в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли её по миру. Это был триумф! Судьба этой песни оказалась не подвластной ни генералу советской песни, ни тупым невежественным советским чиновникам. Вышло как в самой популярной песне самого «генерала»: "Эту песню не задушишь, не убьёшь!.." На родине, в СССР, песню впервые услышали в документальном фильме "Весенний ветер над Веной". Теперь уже и здесь остановить её распространение было невозможно. Её взял в свой репертуар Краснознамённый Ансамбль песни и пляски под управлением Бориса Александровича Александрова. Было выпущено около 9 миллионов пластинок с "Бухенвальдским набатом" – без указания имени автора слов.
http://dorledor.info/
Продолжение следует.
Мурадели сам понёс эту песню на Всесоюзное радио, там Художественный совет передал её на одобрение самому прославленному в то время поэту-песеннику, генералу песни, как его называли, Льву Ивановичу Ошанину. Судьба песни, а также самого автора оказались полностью в руках Ошанина: он мог казнить и мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек. В судьбе поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, который своей бессовестной фальшивой оценкой, явно из недоброго чувства зависти, а может, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у безработного инвалида войны. Ошанин заявил: «Это мракобесные стихи – мёртвые в колонны строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что же это Вы, Вано Ильич, так неразборчиво относитесь к выбору текста для песен.
Казалось бы, всё… Но Соболеву повезло: в это время в Советском Союзе шла подготовка к участию во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс "Бухенвальдский набат", песню оценили как подходящую по тематике и "спустили к исполнению" в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли её по миру. Это был триумф! Судьба этой песни оказалась не подвластной ни генералу советской песни, ни тупым невежественным советским чиновникам. Вышло как в самой популярной песне самого «генерала»: "Эту песню не задушишь, не убьёшь!.." На родине, в СССР, песню впервые услышали в документальном фильме "Весенний ветер над Веной". Теперь уже и здесь остановить её распространение было невозможно. Её взял в свой репертуар Краснознамённый Ансамбль песни и пляски под управлением Бориса Александровича Александрова. Было выпущено около 9 миллионов пластинок с "Бухенвальдским набатом" – без указания имени автора слов.
http://dorledor.info/
Продолжение следует.