holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

"Еврейский" флот. 2.

USS Thresher;0859306.jpg                                                                                                
Пишет Марк Штейнберг (Нью-Йорк)
http://www.vestnik.com/                                                                          
Но почему же его называют
  "еврейским"? Да потому, что творцом
  самой идеи такого флота, создателем
  программы его постройки, фактическим
  руководителем этого строительства на
  протяжении более 35 лет был еврей. Его
  звали Хайман Джордж Риковер.

Конечно же, так его не могли назвать
  при рождении, потому что он увидел
  свет в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше. Хаим с 4 лет стал учиться в хедере. Его отец, не найдя достойной работы - а был он портным экстракласса, выпускником знаменитой портновской академии в Варшаве, - эмигрирует в 1905 году в Америку. В Нью-Йорке его талант оценили по достоинству, и уже через год он сумел выписать к себе жену Рахиль с двумя детьми. И в 1906 году на нью-йоркский берег ступил будущий "отец американского атомного подводного флота".

Вскоре семья перебралась в Чикаго, где Абрам стал модным портным, а его сын пошел учиться в среднюю школу. Впрочем, с 14 лет он сочетал с учебой работу по вечерам. По окончании школы отец потребовал, чтобы Хаим учился далее и стал врачом. Но того уже в те поры влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота.

Для поступления в нее требовалась рекомендация
  конгрессмена. Чикагский парламентарий Адольф Шабат,
  хорошо знавший семью Риковеров, такую рекомендацию дал,
  и в 1918 году Хаим стал кадетом в Аннаполисе. Впрочем, там
  его назвали Хайманом, и под этим именем он прожил всю
  свою долгую и славную жизнь. Риковер окончил академию в
  1922 году по специальности корабельного инженера. Служил
  вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного
  корабля. Вскоре был направлен в аспирантуру Аннаполиса,
  одновременно учился в Колумбийском университете, получил
  степень магистра.

Кстати, в этом университете Хайман познакомился с Рут Мастерс, ставшей его женой. Они прожили неразлучно до ее преждевременной кончины в 1972 году. Через два года в жизнь адмирала Риковера вошла Элеонора Беркович, военный врач, капитан 3-го ранга, которая и стала его подругой до последних дней. Чтобы не было толков, она немедленно ушла в отставку. Наконец, для завершения рассказа о семейных делах адмирала, замечу, что обе его жены были еврейками, дочерьми российских эмигрантов.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин. В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона. В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге "Риковер и атомный флот" виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет: "В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода. Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят".
USS Los Angeles;0868802.jpg

Но он добился своей цели. После
  "Наутилуса" Риковер представляет
  детальную программу развития
  атомного подводного
  кораблестроения. По его замыслу
  флот должен состоять из
  многоцелевых субмарин и
  стратегических ракетоносцев. И
  Риковер не только планировал, но и
  настойчиво добивался принятия
  своих разработок. Именно
  благодаря ему американские
  кораблестроители сделали мощный
  рывок, и уже в 1960 году на первое
  боевое патрулирование вышел
  атомный подводный крейсер "Джордж Вашингтон" с 16 ракетами типа "Поларис" на борту. Они имели дальность полета более 2 тысяч км. и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении. По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина "Лос-Анджелес". Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты "Томахок", противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств.

Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера, стала подводная лодка "Огайо". Прошло более 10 лет после ее ввода в строй, но и сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Не стоит, однако, думать, что Риковер шел по гладко накатанному пути. Ф.Дункан пишет: "Риковер всю жизнь ощущал противодействие оппозиции и боролся с ней. При том, что противниками его идей были в основном руководители Пентагона, его прямые начальники. Многие поражаются, насколько умело преодолевал Хайман препятствия на пути к цели, в каждом отдельном случае находя причину сопротивления его идее и методику ее преодоления. К примеру, министр обороны Р.Макнамара был категорически против строительства подлодок - носителей крылатых ракет. И тогда Риковер, пренебрегая мнением министра, обратился прямо к Комитету по делам обороны Конгресса, что вообще категорически возбраняется. Однако Хайман пошел на это и победил".

Естественно, начальство решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло уволить его в отставку, так сказать - автоматически, как бесперспективного офицера. Вдумайтесь - генератор прогрессивнейших идей - и бесперспективный тунеядец!

Но Риковер был не из тех, кто безвольно пойдет на заклание. Он сумел немедленно довести этот замысел до Сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала. Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

Особо тесные связи были у адмирала с президентом Картером, который в своих воспоминаниях писал: "Адмирал Хайман Риковер был человеком, оказавшим влияние на мою судьбу не меньшее, чем мои родители. Я всегда считался с его мнением и часто обращался за советами, даже не касавшимися непосредственно его компетенции".
USS Thresher;0859306.jpg

В отставку адмирал ушел в 1982
  году, прослужив на флоте 64 года,
  что является рекордом, пожалуй, не
  только для Америки. Вторым
  рекордом был его чин -
  четырехзвездного (полного)
  адмирала, который до Риковера не
  присваивался ни одному морскому
  инженеру.

Но, кроме президентов США,
  существовало и непосредственное
  флотское начальство, которое
  далеко не всегда понимало и
  признавало его колоссальный
  творческий потенциал. Риковер хорошо знал это и находил опору в преданности своих подчиненных и абсолютном доверии Конгресса США. И еще - он опирался на поддержку общественности в лице американской свободной прессы, на суд которой не раз выносил свои проблемы.

Ф.Дункан пишет: "Адмирал не стеснялся в своих интервью ссылаться на проявленный по отношению к нему антисемитизм со стороны флотского руководства. И это был, пожалуй, единственный доступный ему эффективный способ борьбы с реальным антисемитизмом, мешавшем его работе. Потому что таким образом Хайман доводил до сведения общественности каждый негативный эпизод. А их было немало. И когда он отыскивал выход из сложившейся ситуации, в Пентагоне находились высокие чины, говорившие с гадкой улыбкой, - "вывернулся-таки Хаим"! Нелюбимый флотским начальством, он сделал для американского флота больше, чем кто бы то ни было из этих адмиралов".

Хайман Дж. Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он делал это жестко, бескомпромиссно, личныи примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты. Так что не зря военные моряки называют его творение "еврейским флотом Америки"!

Tags: история, люди
Subscribe

  • Диалог у телевизора в Израиле

    — Ой! Вань! Гляди, ракеты падают! И слышен грохот батарей... «Железный купол» всех нас радует, Наверно выдумал еврей! А след похож…

  • Улыбайтесь, господа!

    Смерть подойдёт к нам, Смерть погрозит нам Острой косою своей. Мы улыбнёмся, Мы улыбнёмся, Мы улыбнёмся ей. Песня - Скажите, а если у меня…

  • Таки да смешно

    - Тебе, Яша, всегда везёт. Я уже просто таки обзавидывался. - Да будет вам, Рабинович! Вот хотя бы в прошлую пятницу не повезло. Поехал на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments