на есть обычным. Не было в Израиле ни войны, ни крупной
антитеррористической операции вроде «Литого свинца» и «Облачного
столпа», не случилось новой интифады. Прошли выборы в кнесет, но
они не привнесли в израильскую политику ничего существенно
необычного. Премьер-министр у нас по-прежнему Биньямин Нетяниягу,
президент — Шимон Перес, а в мире отношение к Израилю если и
стало чуть лучше, чем раньше, то настолько ненамного, что говорить о
переменах нет смысла. Именно потому интересно рассказать, каким
был для Израиля самый обычный и вроде бы ничем не выделивший
себя 2013 год.
Без громких заявлений и перерезаний красной ленточки (как это любили
делать в давно уже бывшем Советском Союзе) началась добыча
природного газа на морских месторождениях. В одночасье Израиль превратился из страны — импортера горючего в страну, способную не только обеспечить собственные нужды в голубом топливе, но и экспортировать газ. В начале 2013 года оценка запасов газового месторождения Левиафан составила 538 млрд кубометров. На месторождении Тамар обнаружили еще два газовых резервуара объемом около 40 млрд кубометров, а общий объем всех израильских газовых месторождений оценен экспертами в 950 млрд (почти триллион!) кубометров.
Газа оказалось так неожиданно много, что газодобывающие компании объявили о том, что не намерены сразу начинать эксплуатацию всех разведанных запасов. Более того, они предложили около 40% добываемого газа продавать за рубеж. Это вызвало немало дебатов в обществе: нужно ли Израилю экспортировать природный газ, не правильнее ли использовать его исключительно для внутреннего употребления? Правительство согласилось с газодобывающими компаниями, но противники газового экспорта обратились с протестом в Верховный суд и после многомесячных дискуссий (в том числе в прессе) дело проиграли. Израиль стал экспортером газа, о чем еще несколько лет назад никто и не помышлял.
Напротив, Израиль закупал газ в Египте, бедуины то и дело взрывали проложенные на Синайском полуострове газопроводы, и в Израиле с тревогой говорили о необходимости найти замену египетскому газу. Нашли. Парадокс в том, что сейчас уже Египет, оказывается, нуждается в израильском газе! В Египте разведанных запасов газа вдвое больше, чем в Израиле, но в стране разруха, разработкой газовых месторождений никто не занимается, наступил энергетический голод, и прежний поставщик газа превратился в покупателя. Для перекачки газа в Египет будет использована уже существующая инфраструктура компании EMG, которая еще три года назад поставляла газ в Израиль
.Как и в прошлые годы, в нынешнем году Израиль оставался островом стабильности в океане мировых финансовых и экономических бурь. Эксперты сообщали, что в развитых странах средний прирост экономики в 2013 году не превысит 1,2%, а в еврозоне ожидали спада экономики на 0,6%. На этом фоне Израиль выглядел более чем благополучно: Центральное статистическое бюро прогнозировало рост экономики на 3,4%, и прогноз этот, сделанный в начале года, похоже, не только оправдывается, но и будет превышен.
В Израиле не было не только природного газа. И воды в нашей стране не так уж много. Воду всегда приходилось экономить (известна всему миру израильская технология капельного орошения), затем ее начали опреснять, и ныне Израиль — одна из ведущих стран, экспортирующих водные технологии. В прошлом году Израиль поставил за границу водные технологии на 2 млрд долларов, а в нынешнем году, по предварительным оценкам, объем продаж вырастет еще на 12%.
В сфере водных технологий сейчас в Израиле работают 280 предприятий, причем 150 из них — на экспорт. Главным импортером израильского оборудования для опреснения воды и капельного орошения остаются США, в числе других покупателей — Германия, Италия, Великобритания, Франция, Австралия, Индия, Южная Африка…
В октябре 2013 года израильский ученый Даниэль Гилель (в нынешнем году ему исполнился 81 год) получил самую престижную международную премию в сфере разработки водных технологий. Церемония вручения прошла в американском городе Де Мойи в штате Айова. Президент премиального фонда Кеннет Квин подчеркнул, что Гилель заслужил награду не только за разработанную им технологию, но и за то, что смог наладить сотрудничество с мусульманскими странами. По его словам, письма с рекомендациями вручить премию израильскому ученому пришли в том числе из Египта, Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов!
И еще одна интересная новость: в рейтинге, опубликованном центром Startup Genome, Тель-Авив назван вторым городом в мире по числу технических стартапов. На первом месте — знаменитая Кремниевая долина в США. Вот всего один пример из множества: в октябре на рынок вышел автоматизированный сервис, способный переводить телефонные разговоры в режиме реального времени. Хотите поговорить с партнером в Голландии, но вы не знаете голландского, а ваш партнер не силен ни в иврите, ни в английском? «Нет проблемы, — говорит вице-президент компании Итай Саги, — подключите сервис Lexifone, и программа в режиме реального времени станет переводить сказанное вами на голландский, а речь вашего партнера — на иврит». Известна уже и первоначальная цена услуги: от 15 до 40 центов за минуту перевода.