holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Бублики. 2.

    С годами “Бублики” претерпели существенные изменения.
  Ушли  куплеты, связанные с нэповскими реалиями. Они потеряли
  свою актуальность.
      Песня стала короче. Её многочисленные исполнители, от
  профессионалов до ценителей из числа простых граждан,
  вносили что-то своё.
     И, как часто бывает, с ушедшей в народ песней, появились
  многочисленные “народные” варианты.
    Паустовский как-то случайно встретил Ядова в Батуми. Они зашли в ресторан.
     “Оркестр на эстраде, – вспоминал позднее Паустовский, – заиграл знаменитую песенку Ядова:
          Купите бублики
          Для всей республики!
          Гоните рублики
          Вы поскорей!
      Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я
  подошёл к оркестру и сказал дирижёру, что в зале сидит автор
  этой песенки одесский поэт Ядов. Оркестранты встали, подошли
  к нашему столику. Дирижёр взмахнул рукой, и развязный мотив
  песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов
  поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали
  аплодировать ему”.
     Судя по всему, Ядов тяготился и своей известностью, и тем, чем он вынужден был заниматься. Прощаясь, он сказал Паустовскому:
     - Я посетил сей мир совсем не для того, чтобы зубоскалить, особенно в стихах. По своему складу я лирик. Да вот не вышло. Вышел хохмач. Никто меня не учил, что во всех случаях надо бешено сопротивляться жизни. Наоборот, мне внушали с самого детства, что надо гнуть перед ней спину.
    Яков Ядов, довольно долго жил в Одессе. Потом в Ленинграде. В 1930 году он поселился в Москве.
    Ядов активно сотрудничал с Утесовым, Козиным и множеством других не столь известных исполнителей. Он был чрезвычайно востребован и популярен. Что, естественно, раздражало его коллег по эстрадному цеху. Популярность Ядова брала их, что называется, за живое, и они делали всё возможное, чтобы избавиться от успешного конкурента. Зажатый в угол, от отчаяния и чувства безысходности, Ядов решил обратиться за помощью к Генеральному прокурору СССР А.Я.Вышинскому.В письме от 16 апреля 1940 года Ядов писал:
“Я чувствую, что меня решили ликвидировать. В 1929 году в Ленинграде, где я тогда жил и работал, организовалось некое ОСЭ (общество советской эстрады). Свою деятельность ОСЭ начало борьбой с “ядовщиной”. Видя, что силы неравны, что меня могут угробить, я уехал в Москву. Но в Москве я не спасся. Рапповцы устроили мой “творческий вечер”, на котором разгромили меня в пух и прах, причислив к лику классовых врагов. При этом один из ораторов с циничной откровенностью заявил:
    - Ядова надо ликвидировать, так как из-за таких, как он, нас (то есть рапповцев) на эстраде не исполняют”
      Нервное перенапряжение привело к кровоизлиянию в мозг. Ядов нуждался в неотложной госпитализации. Но он не был членом профсоюза. И на этом основании московские больницы отказали Ядову в приеме. Жена Якова Ядова Ольга обратилась к Сталину. Едва ли письмо дошло до адресата. Но из секретариата вождя последовала указующее распоряжение. Ядова поместили в одну из московских больниц. И оказали необходимую помощь.
    Болезнь Якова Ядова не остановила литературное начальство, и оно продолжало давить. Ядова исключили из Литфонда. Сочли, что “литературная продукция” опального писателя “не имеет художественной ценности” и не позволяет ему пользоваться услугами этой организации.
    Со временем знаменитую песню Якова Ядова не то чтобы совсем, забыли, но она ушла в подполье, стала принадлежностью городского фольклора. Зато её подхватили в Америке и в странах Европы. “В 1959 году, – пишет писатель А.Генис, – сестры Берри вернули “Бублички” в Россию – на идише и в заграничной свинговой аранжировке. А на недавнем клейзмер-фесте в штате Нью-Йорк современная американская группа “Голем”, именующая себя панк-клейзмер-рок-музыкой, лихо под аккордеон исполнила песню по-русски – ту самую, где фонарь качается и мильтон ругается – правда, с чудовищным бруклинским акцентом...
    "Бесхитростная, в меру жалостливая, в меру задорная и разухабистая, песня Ядова стала символом своей эпохи. И не только. Её передавали из поколения в поколение, как нечто созвучное глубоким человеческим переживаниям.“Бублики” ободряли людей и объединяли. И в самой России, и за ее пределами. Там, где бублики, они же бейгеле, срослись с чем-то дорогим и заветным.

     Использован текст Валентина ДОМИЛЬ, Акко.  Еженедельник “Секрет” (velelens.livejournal.com)
(с сокращениями)
Tags: искусство.
Subscribe

  • Вино на радость нам дано.

    Гора, вина хлебнув, и та пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина цураться? Вздор! Это дивный…

  • Товары с неба

    В Израиле начался второй этап испытаний нового городского грузового транспорта. В рамках испытаний планируется сформировать техническую базу…

  • Кипат барзель - Железный купол

    Система ПРО "Железный купол" находится на вооружении израильской армии с 2011 года, являясь частью многоступенчатой системы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments