?

Log in

No account? Create an account
holonist [userpic]

Лаокоон. 2.

November 21st, 2013 (10:34 pm)

   Скульптурная группа, по свидетельству
  Плиния Старшего (погиб при извержении
  Везувия в 79 г.) находилась в доме
  императора Тита. Плиний считал её
  лучшим из всех произведений живописи и
  ваяния.
     Прошло 1400 лет, и в 1506 году
  скульптура была найдена на винограднике
  в Риме, на том месте, где когда-то стоял
  дом Тита.
     Тогда Италию раздирали бесконечные
  междоусобные войны. Но... давеча не то,
  что нонеча. Продолжалась эпоха
  возрождения. Каждый властитель
  стремился перещеголять других в
  создании новых произведений искусства,
  постройках и покровительстве
  скульпторам и художникам. Не был чужд
  этого и римский папа, который тоже
  стремился объединить Италию под своим
  главенством и участвовал в войнах. Папа
  Юлий II купил скульптуру, заплатив
  огромные деньги - 600 дукатов золотом
  ежегодно до смерти владельца.
     С скульптуры была снята бронзовая
  копия. Микельанджело, пристально изучив
  скульптуру, пришёл к выводу, что она
  сделана не из одного, а из двух кусков
  мрамора.
    Когда Франциск I, после победы при
  Мариньяно (1515) требовал от Льва Х
  группу себе в подарок, папа, для
  удовлетворения французского короля, заказал Баччо Бандинелли копию ; эта копия  находится ныне в музее Уффици, во Флоренции. Бандинелли же был и первым реставратором Лаокоона, найденного без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Но свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в копии. Когда, вскоре затем, папа пожелал реставрировать самый оригинал, Микеланджело рекомендовал ему с этою целью своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Реставрация Монторсоли была проектирована в глине. Приставленные теперь к оригиналу реставрированные части, из стука (прочная  штукатурка), принадлежат скульптору XVIII в. Авг. Корнаккини.
  Кроме знаменитой группы, сохранилось еще в разных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в  Эрмитаже и целый ряд воспроизведений ее в виде рельефов, монет, статуэток и т. п. Этим воспроизведениям посвящены детальные исследования. И не только археологов и искусствоведов. Гете в «Пропилеях»  дает восторженный отзыв о группе, находя в ней удовлетворенными все требования, какие только могут быть предъявлены к художественному произведению "вполне совершенному и которым можно наслаждаться без пособия каких -либо побочных знаний и разъяснений."