Плиния Старшего (погиб при извержении
Везувия в 79 г.) находилась в доме
императора Тита. Плиний считал её
лучшим из всех произведений живописи и
ваяния.
Прошло 1400 лет, и в 1506 году
скульптура была найдена на винограднике
в Риме, на том месте, где когда-то стоял
дом Тита.
Тогда Италию раздирали бесконечные
междоусобные войны. Но... давеча не то,
что нонеча. Продолжалась эпоха
возрождения. Каждый властитель
стремился перещеголять других в
создании новых произведений искусства,
постройках и покровительстве
скульпторам и художникам. Не был чужд
этого и римский папа, который тоже
стремился объединить Италию под своим
главенством и участвовал в войнах. Папа
Юлий II купил скульптуру, заплатив
огромные деньги - 600 дукатов золотом
ежегодно до смерти владельца.
С скульптуры была снята бронзовая
копия. Микельанджело, пристально изучив
скульптуру, пришёл к выводу, что она
сделана не из одного, а из двух кусков
мрамора.
Когда Франциск I, после победы при
Мариньяно (1515) требовал от Льва Х
группу себе в подарок, папа, для
удовлетворения французского короля, заказал Баччо Бандинелли копию ; эта копия находится ныне в музее Уффици, во Флоренции. Бандинелли же был и первым реставратором Лаокоона, найденного без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Но свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в копии. Когда, вскоре затем, папа пожелал реставрировать самый оригинал, Микеланджело рекомендовал ему с этою целью своего ученика и помощника Монторсоли, который и занялся этой работой. Реставрация Монторсоли была проектирована в глине. Приставленные теперь к оригиналу реставрированные части, из стука (прочная штукатурка), принадлежат скульптору XVIII в. Авг. Корнаккини.
Кроме знаменитой группы, сохранилось еще в разных местах несколько фрагментов более или менее близких ее копий, в том числе голова Лаокоона в Эрмитаже и целый ряд воспроизведений ее в виде рельефов, монет, статуэток и т. п. Этим воспроизведениям посвящены детальные исследования. И не только археологов и искусствоведов. Гете в «Пропилеях» дает восторженный отзыв о группе, находя в ней удовлетворенными все требования, какие только могут быть предъявлены к художественному произведению "вполне совершенному и которым можно наслаждаться без пособия каких -либо побочных знаний и разъяснений."