данайцы, не могли взять Трою. Тогда они пошли на хитрость,
идею которой, конечно же, предложил хитроумный Одиссей.
Был изготовлен огромный деревянный конь, внутри которого
спрятался "спецназ". Данайцы сели на корабли и якобы
отплыли, а к троянцам подослали провокатора, который
рассказал, что конь - это жертва Афине во искупление прошлых
грехов, чтобы она послала
попутный ветер. Если троянцы ввезут коня в город, их ждёт в
будущем военная удача. (Это знаменитый "троянский конь". Так
же называют шпионские программы, засылаемые в компьютер.)
Троянцы поверили и обрадовались. Но среди них был жрец
Аполлона Лаокоон.
Что произошло дальше, описал Вергилий в поэме "Энеида".
"Тут, нетерпеньем горя, несется с холма крепостного
Лаокоонт впереди толпы многолюдной сограждан,
Издали громко кричит: "Несчастные! Все вы безумны!
Верите вы, что отплыли враги? Что быть без обмана
Могут данайцев дары? Вы Улисса (другое имя Одиссея)
не знаете, что ли?
Либо ахейцы внутри за досками этими скрылись, Либо
враги возвели громаду эту, чтоб нашим Стенам грозить,
дома наблюдать и в город проникнуть. Тевкры, не
верьте коню: обман в нем некий таится! Чем бы он ни
был, страшусь и дары приносящих данайцев". Молвил
он так и с силой копье тяжелое бросил В бок огромный
коня, в одетое деревом чрево. Пика впилась, задрожав, и в утробе коня потрясенной Гулом отдался удар, загудели полости глухо."
Тогда те боги, которые были на стороне данайцев, послали двух огромных змей.
"Вдруг по глади морской, изгибая кольцами тело, Две огромных змеи (и рассказывать страшно об этом) К нам с Тенедоса плывут и стремятся к берегу вместе: Тела верхняя часть поднялась над зыбями, кровавый Гребень торчит из воды, а хвост огромный влачится, Влагу взрывая и весь извиваясь волнистым движеньем. Стонет соленый простор; вот на берег выползли змеи, Кровью полны и огнем глаза горящие гадов, Лижет дрожащий язык свистящие страшные пасти. Мы, без кровинки в лице, разбежались. Змеи же прямо К Лаокоонту ползут и двоих сыновей его, прежде В страшных объятьях сдавив, оплетают тонкие члены, Бедную плоть терзают, язвят, разрывают зубами; К ним отец на помощь спешит, копьем потрясая, Гады хватают его и огромными кольцами вяжут, Дважды вкруг тела ему и дважды вкруг горла обвившись И над его головой возвышаясь чешуйчатой шеей. Тщится он разорвать узлы живые руками, Яд и черная кровь повязки жреца заливает, Вопль, повергающий в дрожь, до звезд подъемлет несчастный."
Прошло 1200 лет после Троянской войны, и в Iв.до н.э. три греческих скульптора -Агесандр, Полидор и Афинодор, выполнили скульптурную группу, изображающую этот эпизод. Судьба этой скульптуры была драматична. Но об этом в следующий раз.