что это музыка. Европеец привык считать музыкой чередование звуков
разной высоты - ноты. Ритм обычно при этом остаётся неизменным. Ну,
например, марш 2/4, вальс -3/4 на протяжении всего произведения.
Но ведь может изменяться не высота звуков, а ритм! Так и строится
африканская музыка. Европейцы поняли это, когда получили разъяснения
африканских музыкантов, приехавших учиться в Европу.
Поэтому основной музыкальный инструмент в Африке - барабан, хотя
есть, конечно, и другие.
В Африке около 2000 племён, каждое из которых говорит на своём
языке. Только в Нигерии их более 400. Примерно столько же и видов
барабанов. Разной формы, из разных материалов, разных размеров. И
они используются не только для музыки, но и для передачи информации!
"Вначале создатель сделал барабанщика, охотника и кузнеца …", - гласит народное предание одного западноафриканского племени. Барабанщик является важной персоной на Африканском континенте. Он, как правило, не имеет иных обязанностей в племени, однако если он не справится со своим основным делом, то может лишиться уха. В руках африканцев барабаны научились разговаривать. Р.С. Ретрей (ведущий специалист по барабанам Ашанти) обнаружил, что система передачи информации представляет собой далеко не азбуку Морзе на африканский манер, а является воспроизведением гласных, согласных, ударений и пунктуации. Это может быть названо лингвистической музыкой. Барабаны разносили вести по всему континенту. Европейские миссионеры называли общение барабанов "лесным телеграфом".
мужским и имел низкую тональность, а другой женским. У народа Огбони
информацию передавали при помощи пяти барабанов с разными
тональностями. Барабаны, сделанные из калебаса, и обладающие
бронзовым звучанием, использовались в ритуальных танцах. Язык
барабанов забывается, но остается ритм, характерный для языка
барабанов данной народности. И эти ритмы составляют основу
Африканской музыки. Языки Йоруба для говорящих барабанов сейчас в
Нигерии уже мало кто знает, но зато ритмы этих барабанов продолжают
жить. Эти ритмы создали музыкальные стили APALA, FUJI, которые названы соответственно одноименным языкам "лесного телеграфа". King Sunny Ade открыл для Европейцев стиль JUJU, также основанный на Йоруба ритмах. Стиль MAKOSSA отбивали барабанщики Камерунского района Дуала. Сейчас этот ритм известен во всем мире благодаря Manu Dibango . Сенегальские барабаны подарили миру музыку WOLOF, в которую Youssou N'Dour, Coumba Gawlo , Ismael Lo внесли современное звучание и создали один из самых популярных стилей континента MBALAH. Африканские барабаны продолжают отбивать ритм, подтверждая истинность древней поговорки суахили: "Когда на Занзибаре играют на барабанах, танцует вся Африка до Великих озер".
Очень сложно описать африканскую музыку, это как огромный кратер Нгоронгоро. Раньше вулкан извергал огонь и пепел, а сейчас в его кратере образовалось плато с уникальной флорой и фауной оторванной от всего мира горами. Об Африканской музыке рассказать невозможно. Только слушая ее , вы почувствуете сухой ветер степи Масай, и увидите лунную радугу в брызгах водопада Виктория.
Невозможно перечислить и все стили, основанные на этнической музыке черного континента. У них в каждом племени свои барабаны, и каждый имеет свой "язык". "Языков" у говорящих барабанов, почти столько же, сколько языковых диалектов (а их на территории Африки, напомню, более 2000). Каждый барабан имеет свой ритм, создавая свой музыкальный стиль.
сколько ее языком. Это название языка, которым разговаривали
одноименные "говорящие" Нигерийские барабаны. Эти барабаны
обладали мощным звуком и были слышны в радиусе нескольких
километров. Как в человеческом общения, так и в разговоре барабанов,
существует множество языков и их диалектов. Один из них и называется
Apala. Разговор барабанов не имеет ничего общего с азбукой Морзе, а
схож по длительности и тональности со звучанием реального
Африканского диалекта. Следовательно, и характеризует его не только
ритм, но и тональность барабанов. Язык общения между барабанами весьма своеобразен. Он использовался не только для передачи информации, но и во время всевозможных ритуалов.
Африке иначе относятся к людям, умеющим красиво рассказывать
увиденное. Во многих языках Банту нет слова "журналист", их называют
"людьми, которые рассказывают истории". Рассказчик весьма уважаемый
человек. Он собирает народ, который рассаживается вокруг него и жадно
глотает каждое сказанное слово. Когда рассказ заканчивается, все
начинают его бурно обсуждать. Перебивать рассказчика недопустимо. Для
Африканцев речь и пение принципиально друг от друга не отличаются.
Griot - это музыка слова, выходящее из уст талантливого рассказчика,
которого называли гриотом или джали. Его можно сравнить со
средневековым странствующим певцом. Они хранили исторический эпос и
пересказывали его следующим поколениям.
Принц Мали Keita был гриотом, в своих песнях он дал определение этому направлению африканской культуры: " Мы - сосуды речи, мы - склады, в которых нашли пристанище вехи истории. Без нас имена королей исчезли бы в забвении, мы - память о человечестве". Джали или гриот - это музыкант и поэт, рассказчик и историк, судья и дипломат. Это живая библиотека, хранящая музыкальные и речевые традиции уходящие своими корнями в 13-ое столетие. Он несет в себе рассказы своих предков, он вне политики, он учит королей истории своего народа. Для выразительности гриоты сопровождали свои рассказы музыкой, которую исполняли обычно на коре или нгони. Когда рассказчики прибегали к помощи других музыкантов, то к этим инструментам добавлялись говорящие барабаны. Язык барабанов сильно влиял и на ритмический рисунок рассказа. Слова гриота дублировали барабаны, у них был один ритм, они различались лишь тональностью.
И вспоминаются слова Ф.Г.Лорки: "Можно решительно утверждать, что в канте хондо, так же как и в песнях,
рожденных в сердце Азии, музыкальная гамма непосредственно вытекает из гаммы, которую можно было бы назвать речевой. Многие авторы даже считают, что между речью и песней когда-то не было различия."
Частично использованы материалы сайта http://africana.ru