вечный двигатель!
Это же как заманчиво - раз толкнул его, и он работает, пока не
сотрётся механизм. И не просто крутится, а ещё и совершает
полезную работу.
У Пушкина в “Сценах из рыцарских времен” выведен такой
мечтатель в лице Бертольда.“ — Что такое perpetuum mobile? —
спросил Мартын.— Perpetuum mobile, — отвечает ему Бертольд,
— есть вечное движение. Если найду вечное движение, то я не
вижу границ творчеству человеческому... Видишь ли, добрый мой
Мартын! Делать золото — задача заманчивая, открытие, может
быть, любопытное и выгодное, но найти perpetuum mobile... О!...”.
На рисунке - одна из древнейших конструкций вечного
двигателя.
Похожая идея представлена на следующем.
Идея была настолько популярна, что предприимчивые торговцы широко
использовали её в целях привлечения публики. Работающие машины выставляли в
витринах магазинов и других местах. Конечно, все они приводились в движение хитро
спрятанными приводами.
А в Лос-Анджелесе владельцы кафе построили огромный вечный двигатель над своим
заведением.
Конечно, были энтузиасты и в России. Одного из них описал М.Е.Щедрин.
"“Мещанин Презентов был человек лет тридцати пяти, худой, бледный, с большими
задумчивыми глазами и длинными волосами, которые прямыми прядями спускались к шее.
Изба была у него достаточно просторная, но целая половина
ее была занята большим маховым колесом, так что наше общество
с трудом в ней разместилось. Колесо было сквозное, со спицами.
Обод его, довольно объемистый, сколочен был из тесин,
наподобие ящика, внутри которого была пустота. В этой-то
пустоте и помещался механизм, составлявший секрет
изобретателя. Секрет, конечно, не особенно мудрый, вроде
мешков, наполненных песком, которым предоставлялось взаимно
друг друга уравновешивать. Сквозь одну из спиц была продета
палка, которая удерживала колесо в состоянии неподвижности.
— Слышали мы, что вы закон вечного движения к практике применили? — начал я.
— Не знаю, как доложить, — ответил он сконфуженно, — кажется, словно бы...
— Можно взглянуть?
— Помилуйте! За счастье...
Он подвел нас к колесу, потом обвел кругом. Оказалось, что и
спереди и сзади — колесо.
— Вертится?
— Должно бы, кажется, вертеться. Капризится будто...
— Можно отнять запорку? — Презентов вынул палку — колесо не шелохнулось.
— Капризится! — повторил он, — надо импет дать. Он обеими руками схватился за обод, несколько раз повернул его вверх и вниз и, наконец, с силой раскачал и пустил, — колесо завертелось. Несколько оборотов оно сделало довольно быстро и плавно, — -слышно было, однако ж, как внутри обода мешки с песком то напирают на перегородки, то отваливаются от них; потом начало вертеться тише, тише; послышался треск, скрип, и. наконец, колесо совсем остановилось.
— Зацепочка, стало быть, — сконфуженно объяснил изобретатель и опять напрягся и размахал колесо. Но во второй раз повторилось то же самое.
— Трения, может быть, в расчет не приняли?
— И трение в расчете было... Что трение? Не от трения это, а так... Иной раз словно порадует, а потом вдруг... закапризничает, заупрямится — и шабаш. Кабы колесо из настоящего материалу было сделано, а то так, обрезки кой-какие”.