holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Бора.

   Знаете ли вы...
  Нет, я не о том. В журнале то ли "Техника молодёжи", то ли
  "Знание - сила" была такая рубрика. Там можно было прочитать
  любопытные вещи. "Знаете ли вы, что глаз мухи, помещённый
  под микроскоп, получает увеличение во столько раз, во сколько
  раз увеличивает микроскоп?" "Знаете ли вы, что если всех слонов
  разместить по прямой линии в космосе по направлении к Луне,
  на Земле не останется ни одного слона?"
     А знаете ли вы, что, кроме водопадов, существуют
  воздухопады?
     Это хорошо знают жители Новороссийска и Геленджика.
     Каждый вечер с северо-востока дует холодный ветер. Его
  называют бора, по имени древнегреческого северного ветра
  Борея. Греки представляли его таким, каким вы видите его на
  вазе, где изображена сцена похищения им дочери афинского
  царя Орфии.
     Как ни парадоксально, Борей занимается похищением людей и в наши дни.
Этот район побережья отделён от моря длинным горным хребтом, за которым лежит большая впадина. В ней накапливается более холодный воздух с севера. Уровень его, как в огромной миске, медленно повышается. Наконец воздух достигает вершины хребта и переваливается через него. И начинается воздухопад.
   В неопубликованных записях А.С.Грина есть описание этого явления.
     "Как начинается бора? Над голым хребтом Варада показываются белые
  клочья облаков. Они похожи на рваную вату. Облака переваливают через
  хребет и падают к морю, но никогда до него не доходят. На половине горного
  склона они растворяются в воздухе. Первые порывы ветра бьют по палубам
  кораблей. В море взвиваются смерчи. Ветер быстро набирает полную силу, и
  через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он
  подымает воду в заливе и несет ее ливнями на дома. Море клокочет, как бы
  пытаясь взорваться. Ветер швыряет увесистые камни, сбрасывает под
  откосы товарные поезда, свертывает в тонкие трубки железные крыши, качает стены домов. Бора дует при
  ясном небе. Зимой она всегда сопровождается крепким морозом. Корабли превращаются в глыбы льда. Лед,
  срываясь со снастей, калечит и убивает матросов. Он закупоривает наглухо двери домов. Он забивает печные
  трубы. Во время боры жители города страдают от жестокого холода. Человек, застигнутый борой на улице,
  катится по ветру, пока не задержится у какого-нибудь препятствия."
     В 1848 году бора уничтожила эскадру капитана Юрьева.
     Вот как вспоминал это один из матросов.
     "Матросы, обрубая лед, сменялись беспрерывно, язвимые в лицо морозной водяной пылью. Платье на них леденело. Тело ныло от боли. На корабле из-за оглушительного свиста ветра и треска снастей не было никакой возможности отдавать приказания. Мы не слышали даже пушечных выстрелов с соседних судов, моливших о помощи. Залив покрылся мрачною мглою. Сквозь нее никакое зрение не могло разобрать предметов даже в нескольких саженях. Иногда только в зените был виден клок чистого неба. Ночью от густоты воздуха и невыразимой быстроты его течения звезды как бы дергались в небе. Двое суток мы находились в авральной работе. Мы сбивали лед ломами, раскаленным железом, обливали его кипятком. Тонкие снасти превращались в ледяные бревна. Когда ураган достиг наивысшего напряжения, мы обрубили реи, утлегарь и весь такелаж на мачтах, но это нисколько не помогло. Хотели выбросить за борт пушки, но и это сделать было невозможно, — пушки вместе со станками приросли к палубам, образуя глыбы льда. Волны свободно ходили через корабль."
      Эскадра Юрьева погибла оттого, что лопнули все железные якорные цепи. Корабли были разбиты о подводные камни. С тех пор некоторые капитаны, застигнутые борой, начали отдавать якоря не на цепях, а на пеньковых канатах. Железные цепи делались слишком хрупкими от жестокого мороза — неизменного спутника боры — и легко ломались на перегибах около клюзов. Эскадра погибла, разбившись о берега. Только один корабль «Струя» потонул среди залива, не выдержав тяжести наросшего льда. Он стоял, закрепив якорную цепь за бочку. Он не успел вовремя расклепать ее, чтобы ветром его могло выбросить на берег. Тогда часть людей могла бы спастись.
    Иногда ветер приобретает огромную скорость — до 60 м/с на Маркотхском перевале близ Новороссийска. В 1928 году был зарегистрирован порыв ветра в 80 м/с.  В среднем скорость ветра при боре достигает в районе Новороссийска зимой более 20 м/с. Падая на поверхность воды, этот нисходящий поток вызывает штормовой ветер, вызывающий сильное волнение на море. При этом резко понижается температура воздуха, которая перед началом боры была над теплым морем достаточно высокой. Иногда бора ощущается и далеко от берега, на 10–15 километров вглубь моря.
   В наши дни ничего не изменилось. Ещё в 1934 году Была зафиксирована
  идея борьбы с борой. Она проста. В горном хребте надо пробить тоннели,
  по которым холодный северный ветер будет стекать к побережью, не
  скапливаясь за горами.
     Но...
     Тоннели так и не построены. И Борей продолжает своё чёрное дело.
     На последних двух фото изображены последствия боры 11 ноября 1993 года.
Tags: География
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments