Через отчаянье, молчанье, тишину
Спешили женщины прийти на помощь нам...
(В.Высоцкий. "Белый вальс")
В начале войны Марина Раскова предложила сформировать женский авиационный полк. В октябре появился приказ НКО СССР " О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии".
Желающих было так много, что было сформировано три полка. Одним из них, 588-м, командовала Евдокия Бершанская, из-за чего его окрестили "Дунькин полк".
И "Дуньки" дали копоти! Летали они на бипланах ПО-2 (тогда - У-2), которые не предназначались для военных действий. На самолётах не было прицелов, бомбовых отсеков и вооружения. Штурман сидел сзади, но имел спаренное управление , т.к. самолёт по замыслу был учебным. И он мог планировать, лететь с выключенным мотором. Этим бабоньки хорошо пользовались. Они бесшумно по ночам появлялись над немцами и неожиданно высыпали на головы сотни килограмм смерти. Вот за это немцы и прозвали их "ночные ведьмы".
"Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика."
Этот полк до конца оставался чисто женским - мужчин в нём вообще не было.
Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб. Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением на борту были пистолеты.
В ходе боевых действий лётчицы авиаполка произвели 23 672 боевых вылета. Из них:
битва за Кавказ — 2920 вылетов;
освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска — 4623 вылетов;
освобождение Крыма — 6140 вылетов;
освобождение Белоруссии — 400 вылетов;
освобождение Польши — 5421 вылет;
битва в Германии — 2000 вылетов.
Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Лётчицами было сброшено 2 902 980 кг бомб, 26 000 зажигательных снарядов. По неполным данным, полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов, 12 цистерн с горючим, 1 самолёт, 2 баржи, 76 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.
За боевые успехи полк был переименован в 46-й гвардейский, 9 октября 1943 года за отличия в боях за освобождение Таманского полуострова полку присвоено почётное наименование Таманского. 24 апреля 1944 года за участие в освобождении Феодосии полк был награждён орденом Красного Знамени.
За освобождение Белоруссии полк был награждён орденом Суворова III степени. Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями, а 23-м было присвоено звание Героя Советского союза.
Вот они.























Всмотритесь в эти лица. Русские, украинки, татарки, казашки, башкирки, еврейки... Ни одна их них не была военнообязанной, не подлежала призыву, ни одну из них не обвинили бы в трусости или дезертирстве, если бы она осталась в тылу.