12 апреля - День комонавтики.
В 1967 году я работал на одном очень "закрытом" предприятии, где разрабатывались и изготавливались электронные приборы для ракет, в том числе и космических кораблей. Никто ничего конкретно не знал. Секретность по-американски: одна фирма не знает, что делает соседняя. По-английски: один отдел не знает, что делает другой. По-немецки: один сотрудник не знает, что делает другой. По-русски: сам не знаешь, что делаешь.
Но когда звучало по радио сообщение ТАСС о запуске очередного космического корабля, наступало напряжение. Посторонние разговоры прекращались, шуток больше не было, радио работало непрерывно.
Так было и 23 апреля, когда в космос ушёл Владимир Комаров.
Почему-то радио замолчало. Потом пошли посторонние передачи. Снова долгое молчание. И вдруг траурный голос диктора: "От комиссии по организации похорон..."
Мы не смотрели друг на друга. Истинная причина трагедии выяснится позже, когда из командировки в министерство вернётся кто-нибудь из СКБ и расскажет правду, а сообщение ТАСС - это липа, и все это знали. А пока у всех одна мысль: а вдруг это наш прибор не сработал? И это мы - причина...
Вот рассказ дочери Владимира Комарова о этой трагедии. (газета Московский комсомолец).
"Новый космический корабль «Союз» начали создавать в пику лунной программе США. Правительство СССР вынесло секретное постановление, согласно которому советские космонавты должны были первыми в 1967 году облететь Луну, а через год высадиться на спутник. Для этого в спешке начали конструировать корабль «Союз».
Состоялось три беспилотных запуска «Союзов», и все они были проблемными. Несмотря на это, 23 и 24 апреля в 1967-м решено было отправить на орбиту сразу два пилотируемых корабля?
Первым должен был лететь на трехместном «Союзе–1» мой папа, Владимир Комаров. На следующий день на «Союзе-2» должны были выйти на орбиту Хрунов, Быковский и Елисеев. Потом планировалась стыковка: к «Союзу-1» должен был подойти второй корабль, Хрунов и Елисеев через открытый космос должны были перейти в корабль отца. После чего оба «Союза» должны были пойти на посадку.
В 1967 году готовились отметить 50-летие советской власти, нужны были свершения в космосе. Насколько я знаю, только генерал Мрыкин, начальник одного из проектных отделов Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Прудников и начальник 1-го управления полигона полковник Кириллов позволили себе сказать, что сотни замечаний, полученных во время испытаний, свидетельствуют о том, что корабли еще «сырые». На что Мишин, заменивший покойного главного конструктора Королева, вспылил и в резкой форме сказал тому же Кириллову, что научит его работать. Голоса «осторожных» не были приняты во внимание."
Читать полностью
Страшная трагедия... Ещё одна была - с Волковым, Пацаевым и Добровольским. И всё - из-за "соревнования двух систем", "догоним и перегоним Америку".
У меня два человека в семье работали на Космос, один занимался атмосферным электричеством, устанавливал приборы на спутники, другой - баллистик.