Ещё при царе-батюшке водка была монополией государства. Её так и называли - монополька. Продолжалось это и после 1917 года. Ещё бы! Когда водка стоила 28.70, оптовая цена литра спирта была 6 копеек. Кому не лень, прибросьте примерно норму прибыли, учитывая, что водку делали на конвейере, и далеко не из "отборных сортов пшеницы", а из зерна (любого), испортившегося при хранении. В некоторых областях торговля спиртными напитками составляла до 40% оборота!
Некоторые помнят, каким дефицитом была "чекушка". А "половинку" можно было купить в любом продовольственном магазине.
Первый и единственный президент СССР своим крестьянским умом не сумел оценить опыт США и Финляндии и решил росчерком высочайшего пера положить конец пьянству. Но действительность не подчиняется высочайшим указам, и кампания с треском провалилась. Ну ладно, мало ли было кампаний!
Вернёмся в наши дни.
1995 год.
Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
В редакции ФЗ за №171 от 22.11.1995г. (статья 1 часть 2 вышеназванного закона) -" к алкогольной продукции относится… пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процентов от объема единицы алкогольной продукции" .Пиво подпадает под определение.
Согласно ст.16 ч.6, этого же закона, не допускалась оптовая и розничная реализация алкогольной (пивной) продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Говоря простым языком, пиво было запрещено к продаже несовершеннолетним.
1997 год.
Внесены дополнения к статье 1 части 2 вышеназванного закона за №15-ФЗ от 10.01.1997года. Вставили слова "за исключением пива". И этим пиво вывели из состава алкогольной продукции.
1998 год.
Выходит Федеральный закон "Об акцизах", в котором пиво официально признано "безалкогольным напитком", поэтому его можно рекламировать, продавать и спаивать им даже детей. В том же году из из Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" исчезла Статья19 ч.2, которая звучала так: "В интересах охраны здоровья граждан реклама алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации запрещается…".
1999 год.
В новой редакции ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции" за №18, по ст.16 часть 3 не допускается розничная продажа спиртных изделий в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения и т.д…). с содержанием 13%.
2000 год.
В Федеральном законе №29 от 02.01.2000г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в ст.1 "Основные понятия" снова утверждается, что алкогольная продукция является продуктом, употребляемым человеком в пищу. Дорогу рекламе!
2002 год.
С 1 июля 2002 года алкогольной и спиртосодержащей продукцией признается продукция уже с объемным содержанием этилового спирта более 12%. И эта новая норма заложена в новом "Кодексе об административных правонарушениях в РФ" (примечание к статье 20.20 "Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Сегодня уже во весь рост встала проблема детского пивного алкоголизма. Вдумайтесь только в это дикое словосочетание - "Детского алкоголизма"! По нынешним законам уже выпускается алкогольное мороженое с содержанием алкоголя 5%. Это не предел. Закон разрешает довести это содержание и до 12%. Если так пойдет и дальше, то скоро придется говорить о "детсадовском алкоголизме".
Возникает вопрос (риторический): откуда ноги растут?
Частично использованы материалы газеты "Трезвая Россия".