?
holonist [userpic]

Железные люди 7.

January 31st, 2013 (12:05 pm)
Tags:

                                                                                                               Гвозди бы делать из этих людей,
                                                                                                              
 Крепче б не было в мире гвоздей.                                                  
                                                                                                                                          
(Н.Тихонов)
   В субботу 21 июня1941 года командир взвода лейтенант П. Д. Гудзь             

заступил дежурным по части. Утром 22 июня 1941 года по боевой тревоге взвод управления (пять танков КВ-1 два — Т-34 и 2 — БА-10), которым командовал П. Д. Гудзь, во главе колонны полка двигался в сторону западной границы в район Кристополя. Встретив передовой отряд немцев, Гудзь повёл взвод на сближение и первым уничтожил вражеское орудие. К 12 часам дня взвод Гудзя уже подбил пять немецких танков, три бронетранспортёра и несколько автомашин. В тот же день командирский КВ под управлением механика-водителя Галкина (в прошлом — испытателя танков Кировского завода в Ленинграде) нанёс скользящий удар в направляющее колесо вражескому танку , сбил с него гусеницу и затем сильным ударом свалил в кювет. Согласно некоторым источникам, это был первый танковый таран в дивизии, а возможно, и во всей Красной Армии.
   За этот первый бой лейтенант П. Д. Гудзь был представлен к ордену Красного Знамени В период с 22 по 29 июня дивизия вела оборонительные бои в районе Львова. Прикрывая отход танковой колонны через город, экипаж лейтенанта П. Д. Гудзя уничтожил ещё 5 танков, за что был вторично представлен к ордену Красного Знамени, который, как и первом случае, ему так и не был вручён.
   К концу месяца, дивизия попадает в окружение под Уманью В начале августа 1941 года остаткам дивизии удаётся прорвать кольцо окружения и пробиться к своим.  Воинами 32-й танковой дивизии было подбито 110 танков и уничтожено 96 орудий противника.
 


 К началу декабря после почти месяца непрерывных боев в 89-м батальоне П. Д. Гудзя остался лишь один КВ-1 и несколько лёгких танков. По рассказу Гуздя,  «89-й отдельный танковый батальон, которым командовал старший лейтенант К. Хорин, разрывали на части. Сначала для поддержки рот брали по взводу, потом по одному танку. Иного выхода у командования не было. Силы подразделений таяли. Когда телефонист в очередной раз передал трубку Хорину, у него в распоряжении было только два танка.» Выбор пал нал П. Д. Гудзя. Под прикрытием артобстрела танк лейтенанта Гудзя ночью подошел к берегу реки Грязеве. С рассветом он открыл огонь прямой наводкой по немецким танкам в деревне. Восемь танков были подбиты сразу, а затем ещё два, когда Гудзь форсировал речку. По завершении трёхчасового боя танкисты насчитали 29 вмятин на броне, но ни один снаряд не пробил её насквозь.
   За геройски проведённый бой лейтенант П. Д. Гудзь был удостоен ордена Ленина. По словам Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского И. В. Сталин попросил Г. К. Жукова рассказать по-подробнее о массовом героизме воинов 16-й армии К. К. Рокоссовский дополнил рассказ Г. К. Жукова упоминанием о нескольких конкретных героических эпизодах, среди которых было озвучен и подвиг экипажа П. Д. Гудзя. И. В. Сталин спросил:
— Он герой?
— Нет.
— Почему не герой? Дать!
— Никак нельзя, — вмешался в их разговор Г. К. Жуков, — пояснив, что только накануне им был подписан приказ о награждении орденами и медалями этого геройского экипажа, а непосредственно самого лейтенанта Гудзя он представил к ордену Ленина. В ответ на это, И. В. Сталин что-то проворчав, резко бросил в сторону Г. К. Жукова:
— Дурак!
   1942 года старший лейтенант П. Д. Гудзь назначен заместителем командира 89-го отдельного танкового батальона, в июле 1942 года он — уже в звании капитана — назначается на должность командира 574-го танкового батальона 212-й танковой бригады, входящей в состав войск Донского фронта В ноябре П. Д. Гудзь получает чин майора и его назначают на заместителем командира 8-го отдельного Гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва.В боях под Сталинградом был тяжело ранен (восемь ран: шесть — от засевших в груди осколков и два пулевых). После госпиталя добровольно вернулся на фронт и в мае 1943 года стал заместителем командира 5-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка, входившим в состав войск  3-го Украинского фронта. Осенью 1943 года он уже в чине подполковника становится командиром соединения. В Запорожье в районе Днепрогэса КВ Гудзя был подбит. Двое членов экипажа погибли, а Павел Данилович получил тяжёлое ранение. У него была повреждена левая ключица и раздроблена кисть левой руки. Отрезав остатки кисти ножом, из уже подбитой машины П.Д. Гудзь уничтожил два немецких "Тигра". После повторного попадания в КВ, его, потерявшего сознание, вытащил механик-водитель.
   После госпиталя, получив протез руки, он снова вернулся на фронт, и уже в апреле 1944 года  вступил в командование 5-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка. Через месяц в полк прибыл маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко.  По его инициативе в мае 1944 года П. Д. Гудзь зачислен слушателем командного факультета Военной академии бронетанковых войск.
   В 1947 году окончил Военную академию бронетанковых войск с золотой медалью. После учебы в адъюнктуре работал преподавателем. Затем был заместителем и начальником кафедры тактики высших соединений , руководил спецгруппой по разработке ряда научных трудов. Возглавлял межведомственную правительственную комиссию по принятию на вооружение боевой машины пехоты БМП-3.  Автор свыше 300 научных трудов.
   В августе 1970 года становится заместителем начальника Военной академии бронетанковых войск, а в феврале 1985 — первым заместителем начальника академии. Вышел в отставку в октябре 1989 года. Профессор, доктор военных нау, Заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат премии им. А. П. Маресьева и  генерал-полковник танковых войск в отставке. Участник более 25-ти парадов на Красной площади. 
   Умер 5 мая 2008 года в Москве.