2.«Новый Геродот», автор Юлли.
Был такой народ - этруски. Это древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского п-ова - область, называвшуюся Этрурия (совр. Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской.Сохранилось ок. 10 тыс. этрусских надписей, из к-рых надёжно интерпретированы лишь немногие. Влияние этрусков распространилось почти на всю Италию.Этруски оказали сильное влияние на культурное развитие древней Италии, особенно римлян, для к-рых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От них римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительств и лиц; мифология и религия этрусков оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, через этрусков италийские племена средней и северной Италии восприняли греческое письмо. Большие достижения были у этрусков в деле строительства . Памятники архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими стенами, инженерными конструкциями (мосты, каналы и т. д.). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отёсанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клинчатые арки, ложныеступенчатые своды, полуциркульные своды. О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки городов.
В течение длительного времени этруски были бесспорными и непревзойденными мастерами в искусстве бронзовой скульптуры, и вызывали восхищение, как у греков так и римлян.
Атеней в своем "Симпозиуме" цитирует поэму Крития в высказывании - " даже битый этрусский золотой кубок - царь, а любая бронза украсит любой дом".
Витрувий в своем известном труде об архитектуре в превосходной степени отзывается об этрусских позолоченных бронзовых статуях. А Плиний Старший пишет " есть прекрасные этрусские статуи, рассеянные по всему миру, которые вне всякого сомнения были сделаны в Этрурии".
Даже сегодня вызывают восхищение великолепные скульптуры: Капитолийская волчица ( VI в. до н.э.,Ромул и Рем был включены в группу в XV в.). Эта волчица и по сей день - символ Рима.
В Ареццо другой городской символ - бронзовая Химера, борющаяся сама с собой.
Имена мастеров создавших эти скульптуры, неизвестны, и это почти все, что осталось на сегодня от огромного богатства Этрурии, вызывавшего зависть Рима. Это богатство исчислялось не только в денежном выражении, но и в бесчисленных художественных ценностях, большинство, из которых навсегда утеряно.
Этрусская богиня Ванф в облике фурии, олицетворяющей неотвратимость судьбы.
Тит Ливий сообщал, что, когда консул, Фулвий Флакк захватил город Вольсиний, римляне ограбили всех. Вынесли даже священные предметы из храмов и подношения божествам. Длинная колонна фургонов, загруженных награбленным потянулась в Рим. Среди добычи, кроме всего прочего находилось 2000 бронзовых статуй, которые везли в Рим только для того, чтобы переплавить в монеты. Денег не хватало на войну с Карфагеном.
Воин в доспехах и женщина, предлагающая ему чашу. Деталь бронзового подсвечника ( V в. до н.э.)
Две крылатые фигуры, Сон и Смерть, бережно поднимают сына Зевса - Сарпедона, погибшего на поле битвы у стен Трои. Аполлон, по велению Зевса послал крылатых близнецов, чтобы те перенесли его тело для похорон домой, в Ликию.
Когда-то это было ручкой большой шкатулки для драгоценностей называемой cista. (400-375 до н.э.)
Этрусский бог солнца Усил перескакивает по волнам, взлетая выше ионической капители, которая опирается на кошачую лапку. Это одна из трех ног, которые поддерживали круглую цисту. (Вульчи, ок. V в. до н.э.).
Атеней в своем "Симпозиуме" цитирует поэму Крития в высказывании - " даже битый этрусский золотой кубок - царь, а любая бронза украсит любой дом".
Витрувий в своем известном труде об архитектуре в превосходной степени отзывается об этрусских позолоченных бронзовых статуях. А Плиний Старший пишет " есть прекрасные этрусские статуи, рассеянные по всему миру, которые вне всякого сомнения были сделаны в Этрурии".
Даже сегодня вызывают восхищение великолепные скульптуры: Капитолийская волчица ( VI в. до н.э.,Ромул и Рем был включены в группу в XV в.). Эта волчица и по сей день - символ Рима.
В Ареццо другой городской символ - бронзовая Химера, борющаяся сама с собой.
Имена мастеров создавших эти скульптуры, неизвестны, и это почти все, что осталось на сегодня от огромного богатства Этрурии, вызывавшего зависть Рима. Это богатство исчислялось не только в денежном выражении, но и в бесчисленных художественных ценностях, большинство, из которых навсегда утеряно.
Этрусская богиня Ванф в облике фурии, олицетворяющей неотвратимость судьбы.
Тит Ливий сообщал, что, когда консул, Фулвий Флакк захватил город Вольсиний, римляне ограбили всех. Вынесли даже священные предметы из храмов и подношения божествам. Длинная колонна фургонов, загруженных награбленным потянулась в Рим. Среди добычи, кроме всего прочего находилось 2000 бронзовых статуй, которые везли в Рим только для того, чтобы переплавить в монеты. Денег не хватало на войну с Карфагеном.
Воин в доспехах и женщина, предлагающая ему чашу. Деталь бронзового подсвечника ( V в. до н.э.)
Две крылатые фигуры, Сон и Смерть, бережно поднимают сына Зевса - Сарпедона, погибшего на поле битвы у стен Трои. Аполлон, по велению Зевса послал крылатых близнецов, чтобы те перенесли его тело для похорон домой, в Ликию.
Когда-то это было ручкой большой шкатулки для драгоценностей называемой cista. (400-375 до н.э.)
Этрусский бог солнца Усил перескакивает по волнам, взлетая выше ионической капители, которая опирается на кошачую лапку. Это одна из трех ног, которые поддерживали круглую цисту. (Вульчи, ок. V в. до н.э.).
Этруски знали о скором своем конце. В книге "Этруски. Итальянское жизнелюбие" есть упоминание о летосчилении этрусских жрецов. Они считали (ну где-то в IV-III вв. до н.э.), что мир существует 12 килиад (т.е. тысячелетий), а сама Этрурия - с XI или X вв. до н.э. и будет существовать 9 секул, т.е веков. Они умели вычислять срок жизни любого народа. Получается, что этруски знали о своем конце, предвидели его и хотели достойно его встретить.И они приняли решение передать достижения своей культуры молодой цивилизации римлян, хотя именно римляне , в конце концов, разгромили цивилизацию этрусков и захватили их землю.
Несколько образцов этрусского искусства.