Первое, что я купила, после билетов на самолет, билеты в парижскую оперу - в Opéra de Paris - на "Похождение повесы" Стравинского. Для меня это был такой же must see, как Лувр, д'Орсэ, кондитерские и Эйфелева башня. Национальная опера Парижа - Opéra national de Paris - базируется сегодня в двух зданиях: в новом современном Оpéra Bastille и в старом, 19-го века - Opéra Garnier.
Красивой подробностью "из жизни" Опера Гарнье является упоминание в знаменитом романе Гастона Леру "Призрак Оперы", легшего в основу еще более знаменитого мюзикла, о подземном озере. И на самом деле в подвальных помещениях парижской оперы есть резервуар с водой - он служит запасом воды на случай пожара. Впрочем, все эти инженерные подробности не имеют никакого значения, потому что не они прекрасны в одном из самых красивых зданий Парижа, а то, что открывается буквально около его входа, у первой же парадной двери, ведет к которой - красная ковровая дорожка.
Здание оперы расположено во дворце Гарнье (Palais Garnier) и относится к эпохе крупных преобразований города, успешно воплощенных Наполеоном III. Здание было сконструировано архитектором Шарлем Гарнье и напоминает огромный свадебный торт. Строительство началось 1862 году и продолжалось вплоть до 1875.
Лестница Оперы Гарнье - переживание внутри самого себя. Именно она становится первым впечатлением, застигающим пришедшего впервые зрителя врасплох. Впрочем, самым первым впечатлением все же стали мужчины в смокингах, встречающие гостей у входа с едва уловимыми и от того еще более сражающими улыбками.
Джинсы мрамору не идут: сюда следует надевать платья, костюмы, высокие каблуки (наконец-то есть место, где это не выглядит неуместным) и благоухать дорогим парфюмом. Естественно, я выполнила эту инструкцию в точности.
В одном из фойе оперы, из которого открывается вид на знаменитую лестницу из разноцветного мрамора, интереснее всего наблюдать за публикой. Женщины постарше - в норковых пелеринах, пара туристов из России в джинсах, китаянки в ярких платьях с бисером, шампанское - рекой за 12 евро бокал.
Все, что окружает публику во Дворце Гарнье, - прекрасно, в идеально выдержанном стиле, начиная от гардероба и заканчивая самым верхним балконом. Стоимость билетов в этот один из самых красивых в мире храмов искусства - от 10 евро до нескольких сотен. Билеты на Фигаро рекомендую покупать за несколько месяцев, на менее популярного Стравинского перед началом представления распродавали оставшиеся 10-евровые билеты.
Свободных мест в зале не было. И это было весьма логично: парижская постановка "Повесы...", скажем так, сражает :)
Потолок зрительского зала расписан в 1964 году Марком Шагалом. 1900 зрителей могут одновременно наслаждаться представлением.
Большое фойе было задумано Гарнье по образцу парадных галерей старых замков. Игра зеркал и окон визуально придает галерее еще больший простор. На великолепном, расписанном Полем Бодри потолке — сюжеты музыкальной истории, а главным декоративным элементом служит лира. Она повсюду в этом декоративном царстве — от сводов до решеток отопления и дверных ручек. В центре фойе, возле одного из тех окон, откуда открывается вид на Оперный проспект до самого Лувра, установлена копия бюста Шарля Гарнье скульптора Карпо.
С этого ракурса, увы, не виден купол оперы - кремовая верхушка огромного торта. Однако она там есть :)