Существовала те времена ещё одна секта, более многочисленная и
значительная - фарисеи. О ней существует два абсолютно противоположных мнения - историков и евангелиста Матфея (или самого Христа, если Вы христианин).
Вот что пишет о них Иосиф Флавий.
"Они живут строго и оказывают себе в мирских удовольствиях; всё то, что по здравому смыслу кажется логичным, они делают. Вообще фарисеи считают своим священным долгом следовать веления разума. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности, жертвоприношение и молитвенный культ совершаются по их начертаниям. Такое безграничное и безусловное повиновение оказывают им общины потому, что все убеждены, что фарисеи и словом, и делом ищут лучшего для народа."
А вот мнение Я.Чертка.
"Они продолжали толкование моисеевых законов, применяя их к условиям современной им жизни; они устраивали всевозможного рода школы... они учили и толковали Тору всенародно в синагогах и молитвенных домах, распространяя через них светоч знания в народе; они вместе с тем были народными судьями. Строгая нравственность, скромность, благочестие, умеренность в земных наслаждениях, приветливое обращение, милостивое отправление правосудия, а главное - преклонение перед законом и принципами свободы и справедливости составляли отличительные черты их характера. Недаром народ льнул к фарисеям, с любовью подчинялся их узаконениями и всегда вооружался на борьбу с их врагами.
значительная - фарисеи. О ней существует два абсолютно противоположных мнения - историков и евангелиста Матфея (или самого Христа, если Вы христианин).
Вот что пишет о них Иосиф Флавий.
"Они живут строго и оказывают себе в мирских удовольствиях; всё то, что по здравому смыслу кажется логичным, они делают. Вообще фарисеи считают своим священным долгом следовать веления разума. Они почитают старших и не позволяют себе противоречить их постановлениям. Они пользуются таким влиянием на народ, что все богослужебные обязанности, жертвоприношение и молитвенный культ совершаются по их начертаниям. Такое безграничное и безусловное повиновение оказывают им общины потому, что все убеждены, что фарисеи и словом, и делом ищут лучшего для народа."
А вот мнение Я.Чертка.
"Они продолжали толкование моисеевых законов, применяя их к условиям современной им жизни; они устраивали всевозможного рода школы... они учили и толковали Тору всенародно в синагогах и молитвенных домах, распространяя через них светоч знания в народе; они вместе с тем были народными судьями. Строгая нравственность, скромность, благочестие, умеренность в земных наслаждениях, приветливое обращение, милостивое отправление правосудия, а главное - преклонение перед законом и принципами свободы и справедливости составляли отличительные черты их характера. Недаром народ льнул к фарисеям, с любовью подчинялся их узаконениями и всегда вооружался на борьбу с их врагами.
Инстинктивно или сознательно народ видел в фарисеях залог всего бытия, оплот и защиту против всякой незаконной власти или злоупотреблению власти над ним. И народ никогда не ошибался в своих упованиях. Сохранения иудаизма была главная руководящая цель этих народных учителей и законоведов.Этой цели были посвящены все чувства и помыслы каждого истого фарисея. Ей он служил в синагоге, проповедуя народу слово Божие, в школе, где он в строго национальном духе воспитывал юношество, и, наконец, в синедрионе, где в основу каждого вновь выработанного закона легла мысль об охране иудаизма во всей его самобытности и неприкосновенности. После этой главной цели ближайшей задачей фарисеев ... было охранение прав народа от произвола его князей и царей. Если фарисеи терпели частые гонения, так только потому, что они не шли ни на какие компромиссы с высшей правительственной властью, а со всею смелостью и неподкупностью истых народных представителей останавливали всякое посягательство верховных правителей на превышение своей власти и ограничение народных прав.И если народ проливал свою кровь за фарисеев, так он боролся тогда за свои собственные права и в таких случаях платил только дань благодарности фарисеям; ибо (они) были первыми, которые жертвовали своей жизнью и ... шли на казнь за интересы народа, в защиту которого они выступали всегда, пренебрегая явной опасностью."
А вот что говорится о фарисеях в Евангелии от Матфея (глава 23).
"1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;А вот что говорится о фарисеях в Евангелии от Матфея (глава 23).
"1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11 Больший из вас да будет вам слуга:
12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то' примете тем большее осуждение.
15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
...
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
...
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
(Этого я не понимаю.Вроде бы, Захария был убит за отказ назвать место, где скрывались его жена и сын - Иоанн Предтеча, - во время избиения младенцев. Почему фарисеи, защитники народа и поборники справедливости, поддерживали избиение младенцев? Как они могли убить человека в святом месте - во дворе Храма? На это ещё могли пойти саддукеи, сторонники эллинизации, но никак не фарисеи.)
36 Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей."
Кто прав - евангелист или историки? "Думайте сами, решайте сами..."