Category:

Говорит Ирод Великий.

     Ирод Великий, 29-й царь Иудеи, обращается к солдатам, вдохновляя их на сражение против арабов (1-й век до н.э.).                                                                                                                 
     Клеопатра добилась от Антония, чтобы тот подарил ей часть Иудеи и Идумеи. Ирод арендовал у Клеопатры её часть Иудеи, пообещав платить ей ежегодно 200 талантов ( 1 талант=26 кг золота). Аналогичные условия он выторговал и для арабов, причём выступил поручителем за них. Но арабы со временем перестали платить, а когда Ирод направил к ним послов, те были убиты. Между евреями и арабами вспыхнула война.
   Речь Ирода, переданная Иосифом Флавием, с сокращениями.
   "Вы, конечно, знаете беззаконный образ действий арабов, которые всегда всюду отличаются вероломством, как то и естественно в варварах, не знающих Господа Бога. Особенно же они насолили нам своим корыстолюбием, своей завистливостью и своими коварными интригами. ... Кто другой, как не мы, спасли их от опасности потерять власть и подпасть под иго Клеопатры? Когда... Антоний пожелал предоставить Клеопатре по части наших обоюдных владений, я... уладил это дело. ... Расходы ... я также взял на себя, выплатив двести талантов и поручившись (за арабов) в такой же сумме. ... Если уже несправедливо, чтобы иудеи платили кому-нибудь подати или поземельные налоги, то ещё более неосновательно, чтобы мы платили таковые за тех, кого мы сами выручили. Особенно это относится к арабам, которые, по собственному признанию, удержали за собой свою независимость благодаря нам и которые теперь желают лишить нас всего и обидеть нас, причём мы не враги их, но друзья. Если верность должна иметь место относительно самых ярых врагов, то тем более она неизменно должна быть соблюдаема по отношению к друзьям. Впрочем, это не относится к арабам, которые на первом плане преследуют одну свою личную выгоду, причём не отступают даже перед (явной) несправедливостью, лишь бы иметь возможность обогатиться. 
   


То, что (даже) у эллинов и варваров признаётся за величайшее беззаконие, они сделали с нашими посланными, а именно убили их. Греки считают послов людьми священными или неприкосновенными, мы же получили величайшие откровения и священнейшие законы наши от вестников самого Господа Бога.  Священное имя послов может напоминать людям о Господе Боге и в состоянии примирить врагов между собой. Итак, разве можно совершить более крупное беззаконие, как убить послов, отправленных для выяснения истины? ... Если мы разберём наше положение, то придём к следующим результатам: в первой битве мы остались победителями; когда мы вторично сразились с ними, то они тоже не выдержали нашего нападения, но тотчас ударились в бегство, не будучи в состоянии выдержать наш натиск и нашу храбрость. Когда мы уже одерживали победу, на нас напал Афинион, не известив нас о своей войне с нами. Разве это свидетельствует о храбрости врагов, а не о вторичной гнусности и коварстве?... Неужели нам страшиться таких людей, которые всегда побеждаемы, когда сражаются по всем правилам, а когда считают себя победителями, то всегда достигают этого незаконным способом?..."
Прошло более 2000 лет...