holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

О грамотности. 2.

   Платон, древнегреческий философ, в своём сочинении "Федра" рассматривает вопрос грамотности. 
   "Я могу сказать тебе, что я слышал от древних... Среди богов древности...в Египте есть священная птица, которую называют ибис. Имя божества, которое она олицетворяет, - Тот (древнеегипетский бог мудрости), и именно он первый изобрёл числа и вычисления, геометрию и астрономию, как и игру в шашки и кости, а также самое ценное из всех - письмо."
   Дальше рассказывается, что, когда Тот изобрёл письмо, он отправился к богу Амону, царю всего Египта того времени, и предложил ему познакомить с письмом народ. "О, царь, у меня есть то, что сделает египтян... умнее и улучшит их память.Я открыл средство для улучшения памяти и умственных способностей".
   Ответ Амона был неожиданным.
   

"О, мудрейший Тот, один человек может создать произведение искусства, но только другой может судить, какую пользу или вред оно принесёт. И сейчас, поскольку ты создал письмо, твоя любовь к твоему созданию заставляет тебя представлять совершенно неверно. Те, кто научатся письму, станут терять свою память. Они не будут практиковаться в её использовании, поскольку начнут полагаться на написанное.Письмо для них - внешнее, оно зависит от знаков, которые принадлежат другим, и они не будут пытаться помнить внутри себя, опираясь только на свои силы. Ты изобрёл средство не для запоминания, а для напоминания. Ты даёшь своим ученикам видимость мудрости, а не саму мудрость. Твоё изобретение позволит им узнать много вещей, но не благодаря правильному обучению. Люди вообразят, что пришли к пониманию, в то время как по большей части они не будут знать ничего".
   Это не единственный довод. Существует определённая информация, которая не должна быть открыта для всех, её следует доверять лишь тем, кто может понять её правильно, и не обратит её во вред людям. "Когда это будет записано, каждый трактат станет доступен всем без разбора, попадая в руки тех, кто никак с ним не связан.Трактат не может знать, кому доверять своё содержание, а кому нет..."
   Даже спустя века, когда многие священные тексты были всё же записаны,  они изложены так, что их глубинную суть понимают только посвящённые. Остальные видят в них некие "сказки" и зачастую понимают их буквально, разбивая лбы в поклонах. Например (навскидку), Ева на картинах и иконах всегда протягивает Адаму яблоко, хотя яблоки не росли в той местности, где был рай, а под "плодом" понимается знание. "Песнь песней" (шир-а-ширим) считается любовным, лирическим текстом, хотя по сути там речь идёт о взаимоотношении Бога и народа. По сути, все религиозные тексты на самом деле говорят совсем не о том, что читается в них на первый взгляд. А некоторые вообще не были никогда записаны, как например, устная Тора, которая  совсем недавно записана только частично.
   Если же знания передавать только в устной форме, то от поколения к поколению, от посвящённому к посвящённому тайные священные знания могут быть переданы дальше и объяснены правильно в случае появления неясностей.Этим и занимались, среди прочего, семь мудрецов, о которых я уже писал.Самым ярким примером такого способа передачи знаний является традиция сохранения  Вед, дожившая до нашей эпохи. Но об этом в следующий раз.

Tags: история, непознанное
Subscribe

  • К яростной Гекате?! Не-е-е...

    Я растлеваю с медленностью яда Тела в земле, а души - на Луне. М.Волошин Аппарат «Луна-24» была запущена в 1976-м году еще Советским…

  • Из ничего и выйдет ничего (Шекспир)

    Илья Яшин, глава муниципального органа Красносельский, оппозиционный депутат (да, оказывается ещё сохранились и такие!) задал Путину вопрос - не…

  • Не в мути суть, а в сути муть

    24 июля было опубликовано сообщение о том, что посольство России в Японии призвало Международный олимпийский комитет (МОК) исправить карту, где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments