holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Они были такими же, как мы...

   Искусство древнего Египта, не изменяющееся в своих канонах без малого 3000 лет, оставляет тягостное впечатление. Мы видим на сохранившихся изображениях фараонов, равных величием богам. Они поражают врагов, диких зверей на охоте. Их несут в носилках жалкие рабы. Их гробницы и храмы богов огромны, величественны, они подавляют человека - он чувствует себя жалкой букашкой перед грозной мощью архитектуры. Он должен сознавать своё ничтожество. Кажется, он и живёт только для того, чтобы, изнывая от непосильного труда и лишений, всю жизнь отдать фараону и потом выстроить, под ударами бичей надсмотрщиков, богатейшую гробницу, чтобы фараон продолжил жить после смерти. 
   Жуткая жизнь! И кажется, в ней не остаётся места для простых человеческих радостей. Так ли это?
   Археологи находят только храмы и гробницы фараонов. По ним мы и судим о жизни древнего Египта - ведь захоронений простых египтян практически не сохранилось. Но... "как наверху, так и внизу". А фараонам были ли присущи простые человеческие чувства, любили ли они, наслаждались ли простыми радостями жизни?
   Взглянем на шедевр древнеегипетского изобразительного искусства, рельеф, изображающий знаменитого ныне фараона Тутанхамона и его жену (Каирский музей). Это раскрашенная резьба по дереву на крышке ларца, обнаруженного в царской усыпальнице.
 

 Над головами фараона и его супруги вырезаны традиционные надписи: «Прекрасный бог, владыка обеих земель... подобный Ра»; «Великая жена фараона, владычица обеих земель, Анхесенпаамон, да живёт она".
...Они совсем юны, эти царь и царица. Юность буквально сияет в их образах. Оба стоят друг против друга в беседке, увитой виноградными лозами. Опираясь на тонкий посох, он протягивает руку, чтобы принять от жены букеты лотосов. В жесте ее тонких смуглых рук и во всем ее личике столько прелести, столько изящества, что не налюбуешься на эту хрупкую царицу, на эту очаровательную, шаловливую девочку, которую величают «владычицей». Расходящиеся складки одежды еще более подчеркивают ее грацию. А он, ее муж, богоподобный фараон, стоит в позе, исполненной достоинства, невозмутимый, но ласковый и такой молодой! Как чудесно сияет миндалевидный глаз царицы под бровью, обрамляющей его тонкой дугой! Змея на головном уборе царя, изогнувшись, как бы тоже приветствует его супругу. Профиль царя и профиль царицы, их руки и плечи вырисовываются линеарно, но линия здесь не только контур и основа изображения: в своих гармоничных извилинах, в своей узорчатости, выразительности и музыкальности она сама по себе радость для наших глаз.А внизу, совсем маленькие по сравнению с царем и царицей, служанки собирают для них цветы и плоды мандрагоры.
   Поэма юной любви, юного счастья на лоне цветущей природы!
Вот ещё одно изображение этой влюблённой пары.
    На спинке золотого трона мы видим столь же поэтическое их изображение (сколько ласковой заботливости в жесте юной царицы!) с инкрустациями из золота и стекла.
   Посмотрим на знаменитый скульптурный портрет Нефертити, о трагической судьбе которой я подробно писал раньше.
   Да простят меня почитатели портрета Моны Лизы! Я не специалист в искусстве, но меня гораздо больше восхищает изображение Нефертити!
   О знаменитом ее портрете в царской тиаре (раскрашенный известняк. Берлин, музей) было сказано, что это самое восхитительное из всех женских изображений.

И действительно, тонкость и женственность черт точеного лица, глубина и ясность переживаний, сияющие в прекрасных глазах, чуть открытые нежные губы, естественно-величавая посадка головы, царственная изящность облика и его чудесная духовная раскрепощенность наполняют нашу душу восторгом. «Как гений чистой красоты», сама жизнь светится нам в этом дивном изваянии.

   На гробнице фараона Эхнатона, мужа Нефертити, выгравировано прелестное послание, по-видимому адресованное жене.

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание — слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им.
Называй меня моим именем вечно, а мне
Без тебя всегда [чего-нибудь] не будет хватать.

В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятым с живых и мертвых, и среди них мастерская «начальника скульпторов» Тутмеса, в которой оказался чудесный незаконченный портретный этюд Нефертити. Очевидно, гениальный скульптор работал с натуры, этюд за этюдом совершенствуя творимый им образ. Портретное сходство в сочетании с законченным строгим стилем! Т. е. не просто копия с натуры и не просто отвлеченная стилизация, а подлинно высокое достижение изобразительного искусства.
   
   Давайте напоследок взглянем на такой шедевр, как рельеф «Плакальщики», где взвивающиеся вверх руки и закинутые назад головы скорбящих образуют композицию, исполненную подлинно музыкального звучания и захватывающего драматизма (Москва, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, египетский зал). Москвичи и гости Москвы, сходите, не пожалеете! Небольшая известняковая однотонная плитка.
   Потрясает ритм прямых и изогнутых рук. Здесь как бы звучит какое-то двуголосие, фуга. Колеблющийся, вибрирующий ритм вертикальных и изогнутых линий. Несмотря на плохое качество фото (я не нашёл более качественного), если смотреть на него не бегло, а немного всмотреться, вы почувствуете эту вибрацию, эти волны! И вы услышите музыку.
   Нет, древние египтяне жили нормальной человеческой жизнью. Такое совершенное, поэтическое, музыкальное искусство не могло быть создано загнанными, забитыми, бесправными рабами!


Tags: Искусство. История.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments