У меня такая хорошая память, что я помню даже свой довоенный телефон: Г-69132. Я помню, что банка крабов в войну стоила 77 копеек. Приходишь в любой магазин - а там одни крабы; их не покупал никто. Что это и где водится - никто ни фига не знал.
Я много с кем делал интервью - с Бельмондо, Клодом Лелюшем, Филиппом Нуаре, Альберто Сорди, но лишь когда я шёл к Феллини, я шёл и думал: "Иду к королю". Похожее чувство я испытал в 1968-м или 1969-м, когда вёз с "Мосфильма" Солженицына до его дома. Чувствовал, что у меня в машине что-то бесценное.
Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.
Сегодняшнюю политическую ситуация я сквозь себя абсолютно никак не пропускаю. Я не знаю, в какой стране живу, не знаю, какой у нас строй. Я не понимаю, условно говоря, за что сидит Ходорковский, а другой олигарх почему-то не сидит. Я понимаю одно: кроме русского языка нас ничего больше не объединяет. Я сегодня живу не в стране, а на своей территории.
Когда такое вокруг происходит, я не могу больше играть в шахматы - это позиция Гарри Каспарова, бросившего шахматы ради политики. И я эту позицию не понимаю. Значит, он недостаточно любит шахматы.
Вы не смотрели моего "Андерсена"? Боитесь, что я сделал говно? А я последние два года жил ради этого фильма. Андерен - кипяток со льдом и перец с вареньем. Всё тут замешано. У него мать - алкоголичка, сестра - проститутка, дед - сумасшедший, а он - гений. Да, он отрёкся от сестры и не приехал на похороны матери, но он не преступник. Пусть каждый в своей биографии поищет, не предавал ли он свою мать, не отрекался ли он от своих родственников, нет ли у него каких-то тараканов в голове.
"Изображая жертву" - антипоколенческая вещь. Матерный монолог следователя о молодых людях, которым всё по фигу, - это сильно. Я не люблю картины с матом, но я бы на его месте говорил так же. Ненавижу это невежественное племя мальчиков и девочек.
Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить всё сразу и много, и при этом не работать. Русские сказки - это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему.
Самое трудное, но и самое интересное и благодарное - делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутьё и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.
Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые - это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, всё меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: "Мой зритель уже умер". Это ужасная правда.
Жить бы мне
В такой стране,
Чтобы ей гордиться.
Только мне
В большом говне
Довелось родиться.
Не помог
России Бог,
Царь или республика.
Наш народ
Ворует, пьёт,
Гадит из-за рублика.
Обмануть,
Предать, надуть,
Обокрасть - как славно-то?
Страшен путь
Во мрак и жуть,
Родина державная.
Сколько лет
Всё нет и нет
Жизни человеческой.
Мчат года...
Всегда беда
Над тобой,
Отечество.
Есть такая профессия - себя от Родины защищать.