Исследование влияние этикеточных надписей на наше восприятие разных продуктов для меня дело актуальное. И если легко поддаются обману сомелье, то что можно сказать о нас, простых и
Источник информации. Само исследование здесь
Участники - ничем не выдающиеся люди. Вино в бутылках - одинаковое дешевое. Только на одной бутылке надпись - Калифорнийское, на другой - Из Северной Дакоты. Знакомым немного с географией США не составит труда заметить, что в Северная Дакота не случайно Северная, что разумеется не может не отразиться на вине. Я вообще не уверен, что там виноград можно вырастить, но это мелочи. Главное - ввязать в дело капитана Очевидность, создать предвзятость оценки.
Эксперимент 1.
К вину подавали сыр, самый обычный и всем - одинаковый. Оценка проводилась в 3 этапа: просили дать оценку ожидаемому качеству вина, оценить вино после пробы, и оценить качество сыра на закуску.
Напоминаю - всех кормили-поили одинаково, разница только в названиях.
Что получается - картинка ниже
Ожидаемое (то есть до дегустации) качество вина из Северной Дакоты разумеется ниже, чем из Калифорнии. Оценка после пробы для Калифорнийского вина не изменилась, а Дакотского - выросла (логично), но все равно ниже Калифорнийского. Наши ожидания, сформированные на основании надписи на этикетке, пропущенной через призму нашего опыта и знаний, влияют на вкус. На вкус не только вина.
Придуманное мозгом низкое качество вина вынуждает дегустаторов давать низкую сенсорную оценку сыру. Если люди думают, что они пьют более вкусное вино - им кажется что и сыр вкуснее!!!
Эксперимент 2.
Трюк тот же самый. Участникам (уже другим) давали по одному бокалу вина (одинакового, но с разными названиями) и давали покушать - всем стандартную порцию.
Перед трапезой делали объявление: "в связи с блаблабла мы предлагаем каждому заценить 1 бокал прекрасного вина из (вставить нужный регион происхождения)".
После трапезы аккуратно взвешивали недоеденные остатки, и определяли, в каком случае выпито/съедено больше.
Вуаля
Те, кто думал, что они пьют Калифорнийское вино, съели больше (на 12%), чем те, кто пил "дешевую бурду из Северной Дакоты".
Вывод: Наши ожидания влияют на вкус очень и очень сильно. Вплоть до того, что одна мысль о том, что мы пьем хорошее вино (оно не обязано при этом быть хорошим), заставляет нас есть немного больше.
Метод капитана Врунгеля работает. Как назовете - так и поплывет.
На конкурсе спиртных напитков у грузина спросили:
- Кацо, почему твой коньяк три звёздочки занял пятое место, а пять звёздочек ничего не занял. Ведь пять должен быть лучше?
- Сам удивляюсь, дорогой. Из одной бочки наливал.