Друзья и подруги мои дорогие!
Готовя материалы к очередной главе, всунулся в биографию Пуришкевича и внезапно натолкнулся на текст, поразивший меня как глубоким содержанием, так безупречностью формы и дивной энергетикой. Мне раньше не доводилось читать работы этого публициста. Но как удивительно, что высказанное им сто лет тому назад читается так, как будто написано вчера по поводу, скажем, некоторых депутатов российской Думы. А то и по поводу вождей "социального протеста" в нашей стране.
А удивительнее всего, что имя этого, безусловно талантливейшего, публициста напрочь связано с ...
А, впрочем, прочитайте сами. Не могу я удерживать это в себе, не поделившись с вами.
И, кстати, всех вас с Ханукой!
В современном обществе борьба за существование принимает форму конкуренции. Буржуазное гражданское право создает обстановку неограниченной конкуренции в сфере экономической; демократия, -- в сфере политической. На семи решетах демократия просеивает и сортирует человеческий материал, чтобы нужные ей элементы поставить затем на надлежащее место. Наивно думать, будто демократия отбирает наиболее "просвещенных" или наиболее "добродетельных". Эту работу выполняют экзаменационные комиссии или те высокие жюри, которые занимаются присуждением монтионовских премий. Демократия отбирает нужных ей, тех, что умеют наиболее громко, шумно, выразительно прокричать о ее потребностях.
У каждого человека бывают желания и вожделения, в которых он ни за что не признается вслух. На худой конец -- он даст им выражение в форме шутки, остроты, дурачества. В наших обиходных семейных, житейских шутках разряжаются нередко наши подавленные желания, которым культура не дает выхода. Так учит новейшая психологическая школа. Не только у отдельных лиц, но и у групп, клик, классов бывают такие вожделения, которые противоречат общему нравственному сознанию, -- и это противоречие тем острее, чем паразитарнее и своекорыстнее характер сословной группы. (подчеркнутно мной И.Л.). Человек, отравленный внутренней критикой, стесненный внешней корректностью или отягощенный собственным достоинством, никогда не сможет найти достаточно бесстыдный язык для бесстыдных притязаний своей клики. Тут нужен репрезентативный скоморох.
Дурацкие бубенцы, звонкие и шумные, приковывают к себе внимание, а внимание -- уже предпосылка и составная часть успеха. Кто при этих условиях способен надеть на голову колпак, украшенный дурацкими бубенцами, тот становится героем... Против него бессильны гнев и сатира. До поры до времени он выполняет свою миссию. Одно можно сказать с уверенностью: дело, защиту которого история поручает разнузданным скоморохам, проиграно безвозвратно"Киевская Мысль" N 27, 27 января 1909 г.
Л. Троцкий
http://www.1917.com/Marxism/Trotsky/CW/T