Танки - моя слабость. Люблю эти машины. Водил 5-тонный грузовик, 8-ю модель Жигулёнка, но это не идёт ни в какое сравнение с танком. Учился я на зам. ком. роты по техчасти. (зампотехи для потехи, зам. по тех и зам. по этих). И мы должны были знать и уметь всё - тактика, вождение, стрельба, обслуживание и ремонт и многое, многое другое.Почувствовал я мощь этой машины во время ночного вождения. Прошёл дождь, под гусеницами глина, трасса с буграми и ямами. Впереди идущий танк остановился на склоне, я видел только силуэт и сигнальные огни на его корме. Инструктор сидит в башне, места рядом с водителем нет, он может только подавать команды по ТПУ (танковое переговорное устройство). Передо мной крутой спуск, внизу яма, залитая водой, а за ней - на подъёме, остановившийся танк. Спрашиваю по ТПУ: "Подождём здесь?" Инструктор командует: "Спускайся, подождём внизу". - "А вылезем потом?" - "Не бойся, вылезем!" Я съехал вниз и остановился в яме, в воде по верхнюю ветвь гусеницы, в глине. Ну, думаю, сели! Передний танк постоял, потом взревел. Что я тогда думал? "За рычагами там такой же курсант, как и я. Что, если он не удержит танк на склоне и покатится вниз? А внизу мы. Хорошо, что пушка вперёд, примет удар на себя". Хотя, разве она удержала бы 36 тонн (вес танка)? Конечно, нет. И захотелось опустить сидение в боевое положение, вниз, чтобы голова не торчала из люка. Но удержался. Передний танк тронулся и пополз вперёд! Молодец, водило, не знаю, кто ты. Слышу команду: " Первая передача, рычаги в первое положение, жми педаль до упора!" Танк взревел изо всех сил и пошёл вперёд! И, когда мы уже были наверху, я подумал, что никакая другая машина не взяла бы такой подъём, да ещё по мокрой глине.
Это непередаваемое ощущение - 36 тонн в твоих руках, и этот зверь послушен, как ребёнок, реагирует на лёгкое движение рычагов и как бы говорит тебе: "Я всё сделаю, только давай поймём друг друга, будем друзьями!"
Я учил и другие модели: Т-54, Т-54А, ПТ-76, Т-62, Т-64, Т- 64А... Но первая любовь осталась навсегда - мой Т-55!