holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

О Венеции ещё раз.

   Венеция появляется из моря. Когда подъезжаешь к ней автобусом, суша вдруг прерывается, и кажется, что мы плывём по воде.




































Мы привыкли, что автобус едет по земле. А тут вдруг голубые волны, и мы видим вдали узкие полоски чего-то, насыщенного башнями. Это Венеция. А мост, по которому едет автобус, был построен при Муссолини.
   Главная артерия города - канал Гранде - имеет форму латинской буквы S. он широкий, пересечён только тремя мостами. Все важнейшие здания города находятся над ним. У него нет набережных, и все постройки тонут прямо в воде; непосредственно из их ворот и дверей люди садятся в лодки, которые здесь выполняют функции автомобилей.



































На воде бурное движение: знаменитые венецианские гондолы, моторки, барки, лодки, пассажирские судёнышки "вапоретто" - здесь это городской транспорт, вместо автобусов, троллейбусов или трамваев. Солнце искрится в волнах, мигает. Нас окружает калейдоскоп цветов и тишина. Нет автомобилей, рычания, только плеск воды и голоса людей. Улиц нет - везде каналы и канальчики, мосты и мостики, узенькие лестницы, не отделённые от воды перилами - можно из-за невнимательности упасть в воду. Но как-то никто не падает. И когда проходит ослепление этой необычностью, мы начинаем воспринимать этот город как что-то привычное и соответствующее человеку. Машины и автобусы здесь не нервируют и не пугают, и мы ощущаем себя перенесёнными из прозы жизни, из надоевшей реальности в поэзию, в мечту. Вот поэтому так притягивает людей эта жемчужина Адриатики. Нет в мире другого города, где всё было бы таким древним. Новейшие здания построены тут в XVIII веке, и это, в сочетании с водой вместо земли, создаёт впечатление, что мы находимся на сцене фантастического огромного театра. Люди становятся актёрами, а декорации построены из прекрасных дворцов и соборов, фасады которых вырастают прямо из воды, а перед ними всегда есть несколько мраморных ступеней. И появляется ощущение фантастического сна.



































Это чудо было построено венедами, уходившими на острова, спасаясь от войск Атиллы.  Они создали аристократическую республику, которой управлял дож (вождь) и городской совет, и которая просуществовала около 1000 лет. Дома воздвигались на дубовых сваях. Поэтому здания лёгкие, не имеют массивных каменных стен. Всё ажурное, много больших окон и лёгких колоннад или просто пустот открытых галерей.

































Фото smarty_yulia.
   Кажется, что архитектура и живопись Венеции взаимно проникают друг в друга. Дома как будто проектировали художники, а картины отражают всё богатство очарования архитектуры. Здания и картины полны переливающихся красок, капризных линий, игры света. На стенах домов играют играют блики солнца, отражённые водой, и дома кажутся танцующими. На полотнах пятна света и тени, переливы красок создают текучую гармонию, как порыв ветра или бег морских волн, как музыка.



































   Главное в Венеции - это площадь св. Марка.Открытая одной стороной на море, где, как на сцене театра, перемещаются мачты судов в голубоватой дали, с остальных сторон она окружена красивейшими зданиями города - дворцом дожей, собором св. Марка и ренессансными домами нотариальных бюро. В центре возносится к небу колоссальная колокольня .
   Розовый и белый мрамор сочетается с золотом мозаик, голубизна неба и моря - с сероватым тоном часовой башни, а маркизы бесчисленных ресторанчиков добавляют к композиции акцент особого красного венецианского тона.
   через некоторое время можно вырваться из лавины впечатлений и ощутить поэзию этого города. А кто ощутит, тот не забудет никогда. Город висит между небом и морем. Шум толпы, крики фотографов, клёкот голубей - это только внутри, а снаружи - великое молчание моря, пронизанного золотыми лучами солнца. И мы понимаем, что вся Венеция - это выдающееся произведение искусства.







































   Собор св. Марка, это удивительное сооружение XI века, сочетает в себе черты европейские и восточные.В плане это крест, несущий четыре купола на концах и пятый - на перекрестье. Внутри собор украшен переливающимися тёмными и золотыми мозаиками, отражающими сотни ламп и свечей.. Над головой золотые купола, а под ногами - мраморный пол, трактованный как море. Композиционный центр собора - могила св. Марка, тело которого венецианцы выкрали когда-то в Александрии.
   Собор - это колоссальный музей. Тут собраны не только работы венецианских мастеров, но и захваченные в бесчисленных морских экспедициях. Египетские и греческие статуи, восточные мозаики, гобелены и ткани из далёких стран. Над главным входом установлена квадрига прекрасных бронзовых скакунов из эллинистической Греции, по легенде, работы великого Лисиппа. Они украшали триумфальную арку Нерона в Риме, ипподром в Константинополе, откуда после 4-го крестового похода попали в Венецию.Отсюда они были вывезены Наполеоном в Париж, а после падения императора вернулись в Венецию.







































   Рядом с собором находится одна из известнейших в мире построек - дворец дожей, триумф венецианского духа, построенный как бы в перевёрнутом положении. Внизу - широкая стрельчатая аркада, над ней - открытые лоджии  и готический орнамент, а выше - массивная мраморная стена с геометрическим узором. Красота пропорций, цвета мрамора, филигранное кружево арок и колоннад и переливающийся на всём этом свет, отражённый водой, вызывает ощущение чего-то наматериального, и из этой перевёрнутой логики возникает чудо, а оно всегда нелогично.







































   Конечно, в таком городе должна была расцвести живопись. Все позднейшие эпохи испытывали влияние венецианской школы, возникшей параллельно с флорентийско- римской. Они создали противоположные направления. Флоренция дала миру живопись, основанную на рисунке, геометрии и перспективе, а Венеция - наполненную богатым вибрирующим колоритом. пульсация красок  и оттенков, непрекращающееся кружение в картине подобных тонов и световых пятен - вот типичная особенность венецианской школы. С тех пор, с Возрождения, художники делятся на рисовальщиков и колористов. Трудно объединить эти две тенденции. И можно даже сказать, что позднейшие направления происходят либо от искусства венецианского, как импрессионизм, либо от флорентийского, как кубизм. Венецианская школа дала миру таких великих колористов, как Беллини, Веронезе, Джорджоне, Тинторетто, Тициан.
   Венецианцами были Марко Поло, Казанова и Вивальди, в музыке которого звучит видение мира, присущее венецианской школе живописи.
Сегодня имеются признаки того, что Венеция погибает. И будет ужасно, если её постигнет судьба Вавилона или Карфагена.

Tags: Путешествия
Subscribe

  • Весна идёт

    Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Ф. Тютчев "Шо Ви, мамо, нi кажить..." - начинается шуточная украинская поговорка.…

  • "Будь к земному безучастна и беспечна, как они"

    На реке Святого Лаврентия вдоль границы Канады и США расположен архипелаг Тысяча островов. Один из этой тысячи занесен в книгу рекордов Гиннеса как…

  • Воистину, чудны дела Твои, Господи!

    - Между тридцатью и тридцатью двумя годами я прожила чудесные пять лет! Фольклор Жизнь стремительно идёт вперёд, и то, что вчера казалось…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments