holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Так что же с нами случилось?

Прочитал два поста в журнале [info]kumacheva.
Второй - продолжение первого.
http://kumacheva.livejournal.com/96182.html
http://kumacheva.livejournal.com/96358.html
Она во многом права.
Я вспомнил годы, когда сам был студентом. У каждого человека свои тараканы, свои причуды, странности. Конечно, были они и у наших преподавателей. А у преподавателей они многократно заметней, ведь на них глядят сотни глаз, и не просто глядят, а оценивают - ведь преподаватель почти бог в глазах студентов. Один брызгал слюной, когда говорил. Другой мог придти на лекцию слегка навеселе. Третий регулярно употреблял одни и те же выражения и цитировал одни и те же фразы из любимого фильма. Четвёртый...
   Но мы их всех очень уважали. Все они досконально знали свой предмет, были в высоком смысле слова проффессионалами. Я не помню, чтобы кто-то из них заглянул в конспект или затруднился с ответом на сложный вопрос. На лекциях было интересно.
   Но не менее интересно было и на практических занятиях.Однажды молодая женщина-математик вызвала одного из нас к доске и задала ему задачу из учебника, а сама в это время сделала перекличку и отвечала на наши вопросы. Потом она повернулась к доске, взглянула на ответ и сказала: "Нет, что-то не так". Затем вынула маленькую логарифмическую линейку (калькуляторов тогда ещё не было) и через полминуты (!) нашла ошибку. А задача была совсем не простая, мягко говоря! Один из нас спросил:
   - Что Вы заканчивали, что Вы такая умная?
   Она рассмеялась.
   - Университет, физмат.
   - Закончу институт, пойду на физмат, а потом в тоговую сеть.
   Веселье продолжалось.
   - А зачем Вам физмат для торговли?
   - Ну, если люди на арифметике дома строят, то я на интегралах дворец выстрою!
   Самое существенное, что они нас не воспитывали, но они учили нас думать. И это у них получалось.
   Наша группа договорилась после окончания института каждые пять лет встречаться. Лет через 20, на очередной встрече, о себе рассказывал один из нас, теперь уже преподаватель в нашем ВУЗе.
   - Ребята, забудьте то, что было. Уже нет тех преподавателей, и нет тех студентов. Всё стало примитивней и вульгарней. Я не могу погнать ни одного тупицу - не дают, я испорчу показатели. И я ставлю ему "удовлетворительно", хотя он баран бараном...
   К тому времени многие наши преподаватели уже были похоронены, но "смена не пришла"...
   Учили не только в институте. Когда я проходил производственную практику в одном КБ, я сидел возле прохода. Каждый выходящий в коридор не проходил мимо меня, чтобы не остановиться и не заглянуть в мой чертёж.
   - Отверстие для болта - на один диаметр от края...
   - Между штифтами - плюс-минус сотка...
   - Крепёж не должет работать на срез. Поставь штифты...
   И, когда я после окончания института начинал работать конструктором, мой начальник быр поражён, увидев мои первые рабочие чертежи - ведь он собрался долго учить меня практической работе, а оказалось, что в этом нет никакой необходимости.
   - Что, так учат в институте?!
   Мног лет спустя, когда я работал начальником сектора, ко мне приходили работать вчерашние деревенские девочки, закончившие ПТУ и ставшие чертёжницами. Половину своего рабочего времени я тратил на то, чтобы научить их хоть чему-то элементарному.
   - Поставьте здесь болт помощнее, не 12, а 16.
   - Нельзя, гайка не накрутится.
   Комметарии нужны?
   Так что же с нами случилось?
   Объяснений много, у каждого они могут быть свои.
   Мне представляется, что началось с того, что Хрущёв провозгласил принцип материальной заинтересованности. И очень многим кажется, что достаточно иметь много денег, и счастье у тебя в кармане. И зачем учиться и напрягаться, тратить силы и время, если можно торговать и жить припеваючи.  "Издавна уж сказ ведётся, что лишь дурням клад даётся". Спросите любого миллионера (а их только в Москве 152!), счастлив ли он? Вряд ли получите утвердительный ответ, если он будет искренним. А вот сильный преподаватель, профессионал со стажем, вполне возможно, ответит положительно, хотя итогом всей его жизни и будет нищета в старости.
   "Прервалась связь времён..." Грустно.








Tags: мысли
Subscribe

  • Карфаген должен быть разрушен?

    Вы незнакомы? Тогда разрешите представить: Жак Аттали, француз алжирского происхождения, был главой Европейского банка реконструкции и развития, а…

  • Чем кумушек считать, трудиться...

    Масштаб личности определяется проблемой, способной вывести из себя". З.Фрейд Вы, конечно, хорошо знаете, что есть сайты, заполненные по…

  • Теория Глупости

    Статья Якова Фрейдина (США), опубликованная в chayka.org. Не знаю, что это опять тянет меня писать о дураках. Было у меня уже одно эссе на эту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments