holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Category:

Поль Гоген 8


                Поль Гоген 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Победа

Когда через несколько недель после смерти Гогена эксперт в Папето, куда привезли картины Гогена из его дома на Хива-Оа, сортировал рисунки и картины Поля, он выбросил  их значительное количество на мусорник, где, как он напишет после, "их настоящее место".

Потом офицеры с кораблей, прибывающих в Папето, покупали за бесценок полотна и статуэтки из "дома роскоши". Комиссар-оценщик показывал собравшимся "Бретонскую деревню в снегу" вверх ногами, причём добавил к картине собственное название "Ниагарский водопад".

Это были последние годы перед приходом посмертной славы художника. Во Франции появились покупатели, которые разыскивали картины Гогена, предлагая за них неожиданно высокие цены. Меттэ при помощи приятелей мужа собирала его рассеянные работы и распродавала их на  аукционах, пользуясь корыстью арт-дилеров и коллекционеров. Теперь, когда оказалось, что его искусство  начало приносить деньги, она называет мужа "великим художником" и "необыкновенным человеком". А также Волард, арт-дилер, связанный с Гогеном в последние годы его жизни, со дня на день увеличивал цены на "гогены".

Неожиданно оказалось, что этот отшельник, терпевший годами нужду, бедняк, часто лишённый еды и крыши над головой, этот  осмеянный легкомысленный сумасшедший является одним из самых востребованых и ценимых современных художников.

Камил Мукле, критик, который за год до смерти Гогена писал о его картинах "искусство папуаса, пробуждающее ненависть своей  вульгарностью", несколькими годами позже называл его "правдивым великим колористом".

Бретонцы, жители Понт-Авена, начали в горячке обыскивать кладовки и чердаки в надежде найти работы, подаренные когда-то  художником за кредит, за материальную помощь, за приют. Большинство, однако, в своё время отнеслись к работам Гогена, как Сатр, муж красавицы Ангелы, который  отверг  подаренные  в знак благодарности полотна, сказав: "Спрячь у себя эту мазню".

Во время пребывания в пансионате Глоне художник подарил тамошней служащей картину, представляющую прачку в красном платье. Обдарованная не слишком оценила работу и вскоре выбросила её в реку Авен. Некоторые полученные от Гогена работы клали вместо ковриков перед дверями. Некоторые использовали брезент для ремонта обуви. Сколько бы они дали сейчас, чтобы найти утраченное богатство!

Потому что, начиная с 1942 года, когда неожиданно сильно возросла цена работ Гогена, иметь его картину означает быть богатым.  В пятидесятых годах некоторые из них достигали запредельных цен - свыше миллиона французских франков. Если сравнить с  ценами на распродаже сразу после смерти художника - семь картин за несколько франков - станет понятно, какая разительная перемена произошла в отношении творчества Поля Гогена. Даже его письма, свидетельствующие о его бедности, отчаянной борьбе с непониманием его творчества, оцениваются  сейчас необычайно высоко.

Работы Гогена  находятся в собраниях наиболее известных музеев и галерей мира. Их можно увидеть в Париже и Лондоне, Базеле и Бостоне, в Нью-Йорке, Москве, Сан-Пауло, Копенгагене, Ессене, Чикаго, Брюсселе, Дрездене, Амстердаме и многих других городах. Их обладанием гордятся коллекционеры Европы и обеих Америк.

Картина "Красивая Ангела", так обидевшая когда-то мужа г-жи Сатр, сегодня является украшением музея Лувр в Париже. Одна из улиц Понт-Авен названа именем художника, а на пансионате Мари Глоне висит памятная доска, сообщающая, что тут жил и творил великий Поль Гоген.

Таити тоже чтит память художника. В Папете у него есть своя улица, его именем названа школа.

Когда Гоген писал свои первые пейзажи в Бретани, восхищённый ими Шуфенецкер писал ему: "Да, мой дорогой, тебя ожидает в искусстве не только признание, но и слава наряду с Рембрандтом и Делакруа. И ты тоже мучаешься, как они".

Шуфенецкер, рядовой художник, осознавал талант приятеля, но не предвидел, что этот талант получит признание только после смерти Гогена. Он понимал, как и Писаро, что правдивое искусство и мучения всегда вместе, и, чтобы быть свободным и правдивым творцом, надо рисковать всем, что имеешь, надо высоко ценить право утверждать своё. "Всё или ничего!" - это самое существенное жиненное высказывание Поля Гогена.

Говоря "всё или ничего", он никогда не пытался добиться этого "всего" даже временным компромисом. Ведь он мог столько раз  облегчить своё положение. хотя бы недолго создавая вещи, нравящиеся широкой публике, за которые бы ему хорошо заплатили. Потому что он был художником талантливым, одарённым воображением, прекрасно разбирающимся в цвете. Но он был также человеком, в полном смысле этого слова, гордым.

Творить вопреки себе "было бы  недостойно меня и моему благородному призванию", - писал он другу.
Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment