
Поль Гоген 1, 2, 3, 4, 5, 6
Откуда мы?
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чём нашей жизни смысл? Он нам не постижим.
Омар Хайям
Важнейшей работой того периода яляется самая большая картина Гогена - 139х375 см, - темой которой являются размышления художника о его взглядах на мир, о состоянии его духа.
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?" - эти три вопроса, размещённые на полотне вместо названия, разъясняют смысл сцены, показанной на картине. Это сцена на грани яви и сна, на грани реальности и грёзы. Элементы реалистичные: фигуры людей, звери, растения, пейзаж - это всё таитянское, а вот смысл существует только в воображении художника.
Среди тропической экзотической природы прохаживаются, стоят и сидят люди, движения которых как бы застывшие.

Такое впечатление, что все фигуры навсегда сохранят позы, в которых изображены. Что всегда будут срывать фрукты, наклоняться над спящим ребёнком, всматриваться в пейзаж. Есть среди них дети, молодые люди, есть задумавшаяся старая женщина с головой, охваченной руками. На заднем плане - каменный божок с поднятыми руками символизирует веру в таинственные миры, в чудеса. За экзотическими деревьями рощицы, где разворачивается сцена, просматривается море с горизонтом, замкнутом кольцом гор, окружающих Таити.
Этой картиной Гоген пытался ответить себе на вопрос, какова судьба человека. в чём смысл жизни. Он, очевидно, не искал тот ответ, который мог бы найти учёный или философ. Он только хотел, поскольку был художником, говорящим образами, зафиксровать в своей работе чувства и мысли, преследующие его постоянно, почему он выбрал не такую жизнь и счастье, как большинство людей.
Он также хотел этим большим полотном закончить историю своего творчества. В это время, окончательно обессиленный нуждой и мучениями, решил совершить самоубийство.
Но яд, с которым он отправился в горы, оставив в хижине только что зконченную «Откуда мы пришли?..», оказался слишком слабым для всё же сильного организма.
Пережив эту встряску, Гоген ещё раз начал бой с миром, напомнил о праве своём и своего творчества. По счастливому стечению обстоятельств он получил из Европы деньги за проданные картины. Вслед за этим он получил письмо от французского арт-дилера с предложение выплаты ему постоянной ренты за высылаемые полотна. Стабилизация материальных условий позволила Гогену осуществить давнюю мечту. Он уехал на остров Хива-Оа и там, среди ещё не искажённой цивилизацией природы, основал дом, о котором мечтал.