holonist (holonist) wrote,
holonist
holonist

Categories:

Поль Гоген 6


                Поль Гоген 1, 2, 3, 4, 5

Мой дом будет деревянным и узорчатым

Когда Гоген сошёл с корабля в Папете, столице Таити, чтобы начать жизнь в вожделенной стране счастья, на острове была большая беда: умер последний король маори Помаре. Хотя более двадцати лет Таити уже был французской колонией, над дворцом сохранившего свой титул короля развевался таитянский флаг. С его смертью исчезали  последние остатки самоуправления. Народ вместе с его смертью оплакивал смерть страны - отныне безраздельными хозяевами острова станут французские чиновники.

Гоген бысто уяснил, что то, от чего он бежал, уезжая из Европы, - лживость людей, расчётливость, снобизм - всё это уже пускает корни на Таити. Единственной ценностью для местных французких чиновников были деньги. Гоген сразу показался им подозрительным: денег не имел, восхищался туземцами, которыми каждый уважающий себя европеец должен пренебрегать, недоволен цивилизацией. Вместо того, чтобы изображать знатных людей, что принесло бы ему доход и популярность у местной элиты, он пишет пртреты примитивных туземцев, еле одетых чернокожих женщин и мужчин или - что ещё хуже - совсем нагих. "Этот Гоген - говорили белые в Папете, - maa-maa (сумасшедший)".

Туземцы тоже оказались не теми "простыми, свободными и правдивыми" людьми, среди которых Гогену хотелось жить. Униженные и угнетённые местной администрацией, они частично лишились своих богов и обычаев, научились скрывать перед белыми свои мысли и чувства. Гоген хочет приблизиться к ним, понять скрытый мир маори.

Вдали от "цивилизованной Папеты он приобретает обычный туземный дом. И тут он начинает творить свой красивый  живописный рассказ о Таити, стране счастья, добра и красоты.

Краски в его картинах становятся всё насыщенней, ярче, как будто художник поддался цветам окружающей природы. Каждое время суток приносит изменения оттенкам неба, деревьев, земли, каждый час солнце иначе окрашивает океан. Воздух ласковый. тёплый. прозрачный, несёт природе и людям покой, все детали рисуются выразительней, острей, подробней.

Чтобы передать характер местного пейзажа, не надо использовать обычные цвета; надо стараться так их сопоставить, чтобы картина соответствовала настроению таитянской природы. Чтобы рассказать о тайнах таитянских сказаний, надо изображать всё: и то, что реально - растительность, зверей, людей - и существ сказочных. Поэтому на многих полотнах Поля рядом с фигурами реальных людей появляются странные божки, не то скульптурные, не то живые, фантастические птицы и растения.

Гоген был счастлив. Он чувствовал, как с каждым днём совершенствуется его мастерство, не было уже сомнений, что он избрал правильный путь. Но творческое  вдохновение не отменяет естественных потребностей; как любой человек, художник должен каждый день есть, где-то жить, за что-то покупать краски и полотно. Дом, даже простой, и на Таити что-то стоит, еда тоже не настолько дешёвая, как казалось неопытному европейцу.

В Париж, к друзья и знакомым, отправляется письмо за письмом с вопросами о деньгах. Идут также посылки с картинами на продажу. Но денег всё нет.

И снова нужда заставила прервать творчество. В апреле 1893 года через два года пребывания на Таити, художник вернулся в Париж.

Тут ещё не забыли выставку перед его отъездом в Океанию. Один из крупных торговцев произведениями искусства предложил организовать выставку работ Гогена с Таити. Гоген надеялся. что прошлый успех повторится, а друзья снова старались  разрекламировать затею.

Выставка открылась в начале декабря, и посетителей вполне хватало. Все хотели увидеть работы, выполненные в далёкой  экзотической стране художником, о котором столько говорили - о его презрении к карьере и богатству, о расставании с семьёй, о жизни в таитянском одиночестве, - что он стал живой легендой.

На выставке была представлена 41 таитянская картина, каждая недешёвая, Гоген надеялся на триумф.

Но непривычная тематика, а ещё более - использование красок, к которому не привыкла местная публика, вызывает удивление и смех. "Блеск цветов" оценивают только немногочисленные и чувствительные поэты и художники из числа друзей Гогена. Остальные не понимают художника. "Посмотрите, красная собака! Ой, голубое дерево! Всё это плохо и бессмысленно!"

"Если хотите позабавить детей, пошлите их на выставку Гогена. Они развлекутся разноцветными фигурками обезьян, отдыхающими на розовой ткани."

Выставка не принесла ни признания, ни денег. Гоген понял, что в Европе ему рассчитывать не на что. Он решил вернуться на  Таити и остаться там навсегда без оглядки на то, в каких условиях ему придётся жить. Что бы ни ожидало его в Океании, вокруг него будут "дикие" люди, но зато добрые и без предрассудков. Жизнь будет бедная, но свободная, искусством будет заниматься только тогда, когда почувствует потребность.

""Слава, - пишет он Шуффу, - какие это пустые слова, какая пустая награда! С тех пор, как я познал простую жизнь в Океании, я думаю только о том, как отстраниться от людей, а, следовательно, и от славы. Как только смогу, поеду зарывать свой талант среди дикарей, и уже никто обо мне не услышит.

Прощай, искусство. Ты будешь, разве что, развлечением. Мой дом будет деревянным и узорчатым."

Но прежде, чем осущестились мечты о далёком пристанище покоя и счастья. прежде, чем удалось построить деревянный узочатый дом, Гогена ждали многие испытания. Не раз ещё придётся сражаться с бедами, бороться с голодом и болезнями. пеодолевать пренебрежение колониальных чиновников.

Второе пребывание на Таити, куда он вернулся в июле 1895 года, оказалось более тяжёлым, чем первое.

К заботам материальным и связанным с ними унижениями (уговаривать заносчивых  чиновников, добиваться отсрочки оплаты долгов,  лечении в кредит в больнице) добавилась семейная драма: известие о смерти дочки Алины и окончательный разрыв с Меттэ.

В исполненном тогда автопортрете Гоген изобразил себя измученным бедами и нуждой, в белой таитянской рубашке, котоая делает его похожим на приговорённого. В этом лице уже нет беспокойства или мысли, тайного вдохновения, как в предыдущих портретах. Это лицо выражает отстранённость, усталость человека, переживающего, как Христос, свою Голгофу. Название, помещённое в углу картины, гласит: "У Голгофы".

Tags: искусство, люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Альцгеймер из космоса

    В журнале PLOS Neurology были опубликованы результаты исследования по отслеживанию пагубного воздействия космических путешествий на человеческий…

  • Индейцы - не японцы

    В данный момент многие археологи склоняются к тому, что первые люди мигрировали на территорию Северной Америки из Японии около 15 тыс лет назад.…

  • И Astra, и Спутник - это тот же космос

    Карамзин говорил, что если бы отвечать одним словом на вопрос: что делается в России, то пришлось бы сказать: крадут. П. А. Вяземский 10…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment